Иногда звонят из ФТС: за вами задолженность, мы напечатали приказ об отзыве лицензии

15.05.2018

О проблемах, с которыми таможенный представитель столкнулся в 2017 году, а также о положительных моментах сотрудничества с Федеральной таможенной службой и таможенными органами.

 

В июле 2017 года произошла реорганизация Московской областной таможни. Например, одни наши участники ВЭД оформляли в регионе деятельности Московской областной таможни транспорт, который поставлялся контейнерными поездами из Китая. Новое и довольно активное направление, маршруты, устраивающие наших клиентов, транзитное время — 14 дней.

 

И вот контейнеры пришли, участники ВЭД перечислили таможенные платежи на счета Московской областной таможни. Но получилось так, что мы не можем подать декларации в Московскую областную таможню. Как выяснилось, из-за реорганизации были отрезаны связки Центров электронного декларирования со всеми постами Центрального таможенного управления.

 

Если бы это было известно заранее, то мы подготовились бы. Причем четкого ответа никто не мог нам дать. Таможни тоже не сразу узнали об изменении. Мы надеялись, что это просто технический момент, но, как выяснилось в дальнейшем, такая ситуация сохраняется и на сегодняшний день. Хотелось бы, чтобы ФТС нас предварительно информировала о таких нововведениях.

 

Когда приходится лично звонить на таможенный пост

Есть понятие «досмотр», а есть «предварительный осмотр перед подачей декларации». Предварительный осмотр позволяет избежать досмотра: акт осмотра прикрепляется к таможенной декларации, и таможенники на этапе регистрации декларации видят результаты осмотра товара. Поэтому могут не прибегать к досмотру.

 

На практике столкнулись с тем, что в своей таможенной программе прикрепляем результаты осмотра и не знаем, увидел ли их сотрудник ЦЭДа или нет. В ЦЭДах, как правило, говорят: «Мы не видим ваш акт осмотра, пусть нам Калужская таможня вышлет этот акт осмотра».

 

Мы звоним на таможенный пост в Калужскую таможню и просим отправить акт осмотра. Они отправляют. В ЦЭДе говорят: «Не в том формате, мы не можем прикрепить его к декларации». Один груз у нас в итоге выпустился на десятый день, потому что так долго таможенники не могли увидеть акт осмотра.

 

Такая же проблема часто возникает в результате сверки между таможенными органами. Например, между ЦЭДами и таможенным постом, где непосредственно находится груз. Один пост должен подтвердить, что груз находится в зоне таможенного контроля, второй — принять.

 

Вторая сверка — правильные ли документы прикреплены к декларации. Очень часто приходится звонить и просить таможенников связаться со своими коллегами, чтобы те объяснили, куда посмотреть и какую галочку поставить.

 

Радует хотя бы то, что таможенники идут нам навстречу и общаются с нами. Ведь я прекрасно понимаю, что у них в работе таких как мы очень много компаний. Но они время на нас находят, и обмен информацией все-таки ведется. Пусть даже не электронный.

 

Об отзыве лицензии

Отзыв лицензий в том числе по причине непредоставления отчетности таможенным представителем... На мой взгляд, это жесткая мера. Не понимаю, почему ее прописали в таможенном законодательстве.

 

Как таможенный представитель мы платим деньги по корректировке таможенной стоимости наших клиентов. И потом взыскиваем их с участников ВЭД. Причем некоторых из них уже и не существует.

 

Поэтому, как мне кажется, таможенным органам выгодно работать с таможенными представителями. Например, чтобы минимизировать риски таможенных платежей, несвоевременной оплаты штрафов.

 

Иногда из ФТС нам звонят и говорят: «За вами задолженность. И мы уже напечатали приказ об отзыве вашей лицензии». Причем приказу уже присвоен номер, он зарегистрирован и в это время пошел на подпись. Мы оперативно собираем документы, подтверждаем, что все оплачено. Пишется приказ об отмене первого приказа. А мы в это время нервничаем...

 

О положительных моментах прошлого года

В 2017 году появилась возможность доказывать таможенную стоимость. К сожалению, ранее, в 2016 году, такой возможности не стало из-за того, что вышли новые профили риска. Многие участники ВЭД попадали под корректировку. 

 

И если удавалось добиться условной корректировки таможенной стоимости, то принятие окончательного решения приходилось очень долго ждать. В 2017 году появились нормативные сроки: таможня стала достаточно быстро рассматривать документы и принимать решения.

 

Активнее стала использоваться автоматическая регистрация деклараций, а с начала 2018 года мы очень часто сталкиваемся с автоматическим выпуском деклараций. У нас бывало так, что некоторые декларации выпускались и за 30 минут, что очень приятно.

 

Также радует и то, что налаживается информационный обмен между различными госорганами при таможенном оформлении. В частности, отпала необходимость в представлении «живых» документов с печатью — все больше уходим в электронный документооборот. Еще один важный момент — общение с таможней по электронной почте: отправляем письма и очень быстро получаем ответы. 

 

Хотелось бы и дальше развивать такое электронное взаимодействие, ведь некоторые официальные документы, например, требования по уплате таможенных платежей, таможенные органы отправляют обычной почтой. Были такие случаи, когда мы не получали требований таможенных органов. Соответственно, мы не знали, надо ли нам оплачивать какие-то задолженности или нет. Причем задолженности, возникающие не у нас, как у таможенного представителя, а у наших участников ВЭД. Как правило, это касается корректировки таможенной стоимости после выпуска.

 

А ведь по новому таможенному законодательству данное событие может повлечь отзыв свидетельства о включении в реестр таможенных представителей. Поэтому хотелось бы, чтобы ФТС все-таки расширила практику документооборота и на другие документы, включая требования таможенных органов об уплате таможенных платежей и штрафов.

 

В 2017 году произошло упорядочение нормативной базы в части компетенции мест декларирования определенных групп товаров. В свое время действовало достаточно много телетайпограмм, которые вносили изменения в действующие приказы. Поэтому присутствовал некоторый хаос. Выходила новая телетайпограмма, и сразу же менялись маршруты. Сейчас такого уже нет.

 

От редакции

Мнение подготовлено на основе выступления руководителя департамента таможенного оформления V.I.G. Trans Джамала Давиташвили в рамках конференции «Таможенное законодательство 2018: первые результаты практического применения», организованной Общественным советом при ФТС России при поддержке Евразийской экономической комиссии и Федеральной таможенной службы.


Сustomsforum.ru

Вернуться к списку новостей