Маркировка и лицензирование добьют пивоваров

08.06.2018

Вместо ожидавшегося роста в 3-5%, пивной рынок России в 2017 году просел на 5%. А введение обязательной маркировки и лицензирования пива, а также запрета на продажу напитка в пластиковых бутылках емкостью 1 литр и 0,5 литра ускорят падение отрасли. По итогам 2018 года снижение может превысить 10%. Пивовары оценивают свои потери в десятки миллиардов рублей в год.

 


За последние десять лет потребление пива в России упало на 35% — такие данные приводит аналитическое агентство Nielsen. Восстановление потребительского спроса после кризиса не переломило эту тенденцию. Пивовары объясняют это увеличением пивных акцизов, ставки которых с 2009 года выросли на 200%, а также «ПЭТ-баном»: с 2017 года в РФ запрещено продавать алкоголь в пластиковых бутылках емкостью 1,5 литра. В апреле в Госдуму внесен законопроект, распространяющий этот запрет на литровые и пол-литровые емкости.

 

Мелкую тару тоже запретят

Павел Еранкевич, старший директор по развитию ООО «Пивоваренная компания «Балтика», называет инициативу депутатов губительной. «После запрета на полуторалитровую ПЭТ-тару отрасль перешла на пластиковую упаковку другого объема, которая уже существовала. Теперь нас заставляют перейти на тару, которой еще нет на рынке. Это означает огромные инвестиции, а значит, потери, в том числе для региональных бюджетов. Запрет окажет негативное воздействие на смежников: производителей упаковки и сельхозпродукции», — прогнозирует топ-менеджер «Балтики».

 

Запрет ударит по крупным пивзаводам, значительная доля розлива которых приходится на ПЭТ. Пластик — легкий материал, который сильно удешевляет перевозку больших партий пива.

 

Малые пивоварни пострадают меньше: любители крафта в столицах предпочитают стеклянные бутылки, но в регионах ПЭТ популярен и среди производителей крафтовых сортов, поясняет Елена Тюкина, совладелица пивоварни Knightberg в Санкт-Петербурге.

 

Кроме того, пивовары потеряли интерес к алюминиевой упаковке, так как цены на алюминиевые банки выросли после введения западных санкций против владельца «Русала» миллиардера Олега Дерипаски.

 

«Нужна нормальная конкуренция. Потребитель сам должен выбирать, покупает он пиво в пластике, алюминии или стекле», — уверена Елена Тюкина.

 

Дорогое излишество

Крупных вложений потребует и введение обязательной маркировки пива — по аналогии с меховой продукцией. Маркировка позволит сделать отрасль более прозрачной, защитить потребителей от контрафакта, контролировать уплату отраслью акцизов. В 2017 году бюджет получил от пивоваров 150,2 млрд рублей — в виде платы за акцизы на пиво и его производные (на 1,3% больше, чем в 2016 году). Государство уверено, что если вывести из тени серый рынок, акцизные отчисления будут гораздо больше. Глава Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин считает, что бюджет может получить дополнительно 50 млрд рублей.

 

Однако пивовары считают маркировку избыточным способом контроля над оборотом алкоголя. Система ЕГАИС уже сейчас отслеживает путь каждой единицы готовой продукции от конвейера до прилавка, утверждает исполнительный директор Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов.

 

Производителям придется вкладывать огромные средства в дополнительное оборудование. Например, затраты «Балтики» на оснащение своих восьми заводов придется потратить около €28 млн — по одному маркировочному аппарату стоимостью €350 тыс. на каждую производственную линию.

 

В компании AB InBev Efes отмечают, что стоимость необходимых аппаратов для маркировки может оказаться существенно выше — до €850 тыс. для одной производственной линии. Плюс приобретение самих марок обойдется пивоварам в десятки миллиардов рублей в год.

 

Кроме того, из-за проведения маркировки сократится скорость производства и загрузка линий, а это приведет к дополнительным потерям производителей, отмечает Павел Еранкевич.

 

Интересы крупных и малых пивоваров в данном случае совпадают, добавляет Елена Тюкина. По ее словам, небольшие производители используют полуавтоматические линии. Этикетки клеят практически вручную. Введение дополнительной операции будет тормозить производство и увеличит издержки. Кроме того, акцизные марки считаются бланками особой отчетности. Их хранение требует специальных условий и отчетности перед регулятором. Это тоже дополнительные затраты.

 

Лицензия на обвал

К 1 июля Минфин должен представить Правительству РФ проект доклада о дополнительных мерах регулирования пивоваренной отрасли на 2018-2019 годы. Предполагается, в частности, ввести лицензирование производства пива. Это означает ужесточение требований к качеству и происхождению сырья, условиям производства и хранения продукции. Новация нанесет дополнительный ущерб крупным пивоварням, а для мелких может и вовсе стать фатальным, уверена Елена Тюкина.

 

«Территориальные подразделения крупных компаний, как правило, разбросаны. В одном месте склад сырья и материалов, в другом — готовой продукции, в третьем — производство. Связать все это воедино и привести в соответствие законодательству будет сложно. Затраты будут включены в стоимость продукции и лягут на конечных потребителей», — предсказывает Тюкина.

 

Уже введенные и запланированные меры регулирования отрасли приведут к ускорению ее падения минимум до 10% в год, уверены пивовары.

 

ИА "ПРОВЭД"


Вернуться к списку новостей

Другие новости на эту тему: