Обещаний громадье: зачем приезжал Силуанов – о состоянии пунктов пропуска и свободной таможенной зоне в свободном порту Владивостока – комментарий первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова

11.06.2019

Вопреки происходящему в мировой и отечественной экономике власти остаются в мирке своих утопий и грез. И вместо выработки реальных мер по борьбе с кризисом или ростом долгов предприятий рисуют "пошаговые планы" на десятилетия вперед. Это показал приезд во Владивосток министра финансов Антона Силуанова.


Словно бы ничего и не случилось. Президентская кампания будто и не кончалась. Все узлы и звенья государственной системы по-прежнему работают в режиме предвыборного оптимизма и как ни в чем не бывало продолжают строить светлое будущее к 2024 г.


Именно на такой срок изданы так называемые нацпроекты. "Конкретные пошаговые планы по строительству сильного социально-экономического государства". Со стратегией все благополучно. Осталось разобраться с тактикой. На прошлой неделе объяснить значимость трех из 13 нацпроектов попытался Антон Силуанов. Речь идет о "Производительности труда и поддержке занятости", "Малом и среднем предпринимательстве и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы" и "Международной кооперации и экспорте".


"Перед нами стоит задача - увеличить в два раза объем экспорта несырьевых и неэнергетических товаров и услуг. Решать эту задачу необходимо в том числе за счет увеличения количества предприятий, работающих на экспорт. Мы готовы оказать регионам содействие для того, чтобы как можно больше предприятий по всей стране осуществляли экспорт товаров и услуг", - отметил министр.


Силуанов как будто знал. "Ужасные у вас тут пункты пропуска через границу. Все эти годы они финансировались по остаточному принципу и даже в нацпроекте есть. Но нет отдельной госпрограммы по модернизации погранпереходов. Надо этот пробел восполнить", - обратился министр к Руслану Давыдову, первому заместителю руководителя ФТС.


И тут диалог перешел к самому главному для Приморья - экспорту. Вспоминать об утопических фантазиях развития этого направления за все эти годы уже неловко (МТК "Приморье-1" и МТК "Приморье-2" тому подтверждение), а иметь дело с живой действительностью оказалось страшновато. "Многие физические лица и китайские туристы злоупотребляют правилами 25 кг и вывозят беспошлинно в огромном количестве товары из Приморья. Растет теневой экспорт капитала, бюджет недополучает средства", - сказал Олег Кожемяко.


"Мы понизили порог по ручной клади до 25 кг, и число ходок через границу увеличилось. Чтобы не стимулировать челноков, нужно стимулировать для формирования грузов в партии. Может, это будет чуть дороже", - заявил Силуанов. Министр предлагает "создать условия, чтобы беспошлинно формировать перечень и объем товарных групп по 25 кг в день, и таких целый контейнер". Тогда такие грузы будут фигурировать в экспортных показателях, уверен Силуанов. Кроме того, он предложил как вариант разрешать пересекать границу одному физлицу только один раз в день.


Другая проблема - экспорт сельхозпродукции. Современная лаборатория, которая позволит российским экспортером выполнять все необходимые исследования продукции для поставок за границу, должна появиться на Дальнем Востоке только в течение 2020-2021 гг. До этого фермерам жить придется не по планам, а по средствам.


Но бурю диалектики вызвало состояние самого масштабного проекта - свободного порта Владивосток, где сложилась весьма странная ситуация со свободной таможенной зоной (СЗТ). Если предприятие хочет переработать ввезенный продукт и затем отправлять в третью страну, помимо соблюдения требований этой самой страны резидент должен пройти все процедуры таможенного соответствия отечественным таможенным регламентам. В общем, бюрократия и конкретные издержки тяжело ложатся на плечи резидентов СПВ.


СТЗ представляет собой особую модель организации режима таможни, при котором продукция ввозится из одной страны в Россию, с существенными льготами по налогообложению перерабатывается и отправляется на внутренний рынок либо экспортируется в третью страну. "Сейчас создается таможенная зона в Египте. Правила просты: если вы не собираетесь реализовывать товар на внутреннем рынке Египта, устанавливаются технические регламенты, которые приняты в других странах. То есть резидентам предоставляется площадка для создания товара и зарабатывания денег. Китай работает по такому же принципу", - сообщил Андрей Слепнев, руководитель Российского экспортного центра.


В результате архаичной структуры таможенных процедур воспользоваться СТЗ в рамках СПВ решились только пять компаний. Хотя резидентами свободного порта уже стали 1,5 тыс. юридических лиц. "Таможня считает, что перерабатываемая в СПВ продукция должна подвергаться ограничениям и правилам проверки интеллектуальной собственности, как и товары, выпускаемые в свободное обращение на внутренний рынок России. Это противоречит самому принципу СПВ", - заявил на совещании Юрий Рябко, руководитель ЗАО "Давос".


"Меры технического регулирования максимально сближены с международной практикой. С тем, чтобы наша продукция принималась за рубежом. То есть это определенная гарантия, что российские товары будут приняты и смогут распространяться там", - сказал, в свою очередь, Руслан Давыдов. Он добавил, что вопрос разграничения СЗТ для разных товаров юридически сложный и потребует вмешательства комиссии Евразийского экономического союза (ЕАЭС).


Антон Силуанов, впрочем, талантливо вел заседание. "Вопрос поставлен резидентами СПВ правильно, и его необходимо юридически проработать", - дал очередное обещание глава Минфина.


Если главная задача нынешнего главы Минфина будет заключаться в том, чтобы быть гарантом "общественного договора" о будущем и моральным хранителем "священного текста" трех нацпроектов, то ему следовало бы стать главой Общественной палаты, которая с таким назначением обретет, быть может, подлинный и до сих пор скрытый смысл своего существования. Ну а так посмотрим…

TKS.RU


Вернуться к списку новостей

Другие новости на эту тему: