Транзит «введут в систему» – единую, цифровую, транспортно-логистическую

06.11.2018

Единую цифровую транспортно-логистическую систему, появление которой предусмотрено программой «Цифровая экономика», планируется создать на базе АО ГЛОНАСС. Об этих планах «Коммерсантъ» узнал из копии письма, направленного в аппарат Правительства 26 октября. При этом акции последнего предлагается в равных долях передать РЖД и «Ростеху». В перспективе это повысит экономическую эффективность и безопасность всего транспортно-логистического комплекса России, и ее транзитный потенциал.

– Это также позволит привлечь частных инвесторов, и тем самым повысить эффективность и снизить затраты бюджетов, финансовую нагрузку на бизнес и население, – уверены в «Ростехе».

Но главная цель – это создание цифровых сервисов по контролю транзита экспортно-импортных грузов, их интеграции с сопредельными государствами (включая Казахстан, Белоруссию, Китай и страны Евросоюза), а также развитие международного проекта «Один пояс – один путь».

Кроме того, в рамках единой цифровой транспортно-логистической системы предлагается оборудовать все грузовые вагоны электронными датчиками. Предполагается, что они позволят отказаться от услуг «осмотрщиков». А также ввести обязательное страхование грузов: хотя бы для транзита, указывают в письме РЖД и «Ростех». Сейчас это делать не обязательно. И монополия в случае утраты груза несет финансовую ответственность в размере его стоимости.

РЖД и «Ростех» планируют, что на железных дорогах будет создана «единая система цифрового контрольного оборудования», которая позволит «своевременно выявлять технические и коммерческие неисправности подвижного состава» и формировать дополнительные информационные сервисы для грузоотправителей и операторов.

Программа цифровизации заложена в долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года. Среди запланированных мероприятий создание платформы управления и мониторинга грузовых перевозок, инструментов интеллектуального управления движением, цифрового моделирования и мониторинга транспортных средств и объектов инфраструктуры, модернизация архитектуры информационных систем и IT-инфраструктуры на основе импортонезависимого программного обеспечения. 

Существует и более крупная программа на уровне Минтранса – «Цифровая экономика». Она предполагает создание единой электронной платформы транспортного комплекса (ЕЦПТК), которая будет базироваться на системах «Платон», РЖД и ЭРА-ГЛОНАСС. Она подразумевает оборудование транзитных грузов, идущих по коридору «Азия-Европа», единой электронной пломбой и полностью электронным декларированием с применением технологии блокчейн.

Ранее планировалось, что ЕЦПТК будет запущена в конце 2019-го, а в полном объеме начнет функционировать в 2022-м. Ее ориентировочная стоимость оценивается в 450 млрд рублей. Однако, как отмечает «Ъ», ассоциация «Цифровой транспорт и логистика», которая в итоге и займется созданием ЕЦПТК, была образована лишь в мае этого года. Членами ассоциации стали крупнейшие транспортные компании, в числе которых РЖД, «Автодор», «Аэрофлот» и РТИТС.

Один из участников рынка, с которым побеседовал «Ъ», уверен, что в данный момент ГЛОНАСС без помощи бюджета не способен развивать коммерческие сервисы. Даже с учетом того, что внедрение ЭРА-ГЛОНАСС на Дальнем Востоке обязательно. Так как возникает ряд серьезных проблем «из-за дороговизны установки оборудования и отсутствия собственной сети обслуживания».

Напомним, что на конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности − 2018» представитель Минтранса заявил о проработке возможности объединения системы автоматизированного весогабаритного контроля, электронной пломбы для отслеживания транзита грузовиков и системы «Платон». LR

 


Вернуться к списку новостей

Другие новости на эту тему: