«Ставки не принимаем, машины не покупаем»: почему автодилеры в Приморье затихли: о вступлении в действие ГОСТ 33670-2015 с 1 июля 2019 года. Для создания инфраструктуры будет создана рабочая группа с участием ФТС России

11.06.2019

Не успели владельцы правого руля отойти от отмены ЭРА-ГЛОНАСС, как их предупредили о новых правилах ввоза автомобилей. Росаккредитация объявила о том, что в России вступает в силу решение коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) о процедуре проведения экспертизы, испытаний и исследований автомобилей. С 1 июля ввезенный автомобиль нужно будет предъявить к осмотру в лабораторию для получения сертификата безопасности и оформления ПТС. Что будет?


Согласно новому ГОСТ 33670-2015, который вступает в силу 1 июля 2019 г., ввезенный на территорию Таможенного союза автотранспорт надо будет передавать в спецлабораторию для получения сертификата безопасности колесного транспортного средства (СБКТС). Поскольку в настоящее время по указанному стандарту в Приморье аккредитована всего одна компания, рынок праворульных автомобилей во втором полугодии может «встать», как то было после введения обязательной кнопки ЭРА-ГЛОНАСС.
ПЛЮС 50 ТЫСЯЧ?


Ранее коллегия Евразийской экономической комиссии решила, что с июля 2019 г. начнет применяться ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия» с целью реализации положений техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».


Выполнение требований техрегламента в отношении выдачи СБКТС на ввозимые, а также в отношении находящихся в эксплуатации автомобилей (в случае внесения изменений в их конструкцию), обеспечивается исключительно испытательными лабораториями, в области аккредитации которых содержится ГОСТ. Обязательным условием проведения проверки транспортного средства становится его представление в аккредитованную испытательную лабораторию. То есть для таможенного оформления необходимо будет отвезти автомобиль в лабораторию на эвакуаторе, провести экспертизу, доставить на эвакуаторе автомобиль обратно в таможню и передать им же полученный сертификат. Только затем начинать оформление автомобиля. Учитывая, что стоимость перевозки на эвакуаторе по Владивостоку - 2,5 тыс. руб., повышение стоимости произойдет однозначно.


В лабораториях должны появиться площадки для осмотра машин, в том числе разгонные полосы. Оборудование такой лаборатории обойдется примерно в 30 млн руб., возможно, поэтому в Приморье аккредитована по новому ГОСТу пока только одна компания и еще три пытаются пройти аккредитацию.


Выдачей сертификатов СБКТС «по старинке» занимаются многие. Впервые свидетельства появились в России в 2015 г., когда Таможенный союз принял очередной акт, касающийся безопасности транспортных средств. Получать его необходимо продавцам и покупателям автомобилей из-за рубежа, то есть 80% жителей Дальневосточного региона. Свидетельство может быть выдано только сертификационным центром, который прошел государственную аккредитацию и получил разрешение на оформление таких документов.


Процедура оформления документов включает в себя заявление в лабораторию, предоставление пакета документов на авто, прохождение экспертизы или проверки, а при необходимости (для машин старше 7 лет) - технической экспертизы и испытаний. Затем сведения о выданном сертификате заносятся во всероссийский реестр. После регистрации машины в таможенных органах и ГИБДД свидетельство больше не пригодится, даже для прохождения техосмотра.


На практике сертификатчики за несколько тысяч рублей выдают свидетельство, как правило, даже без осмотра автомобиля, а по полученным от собственника или агента фотографиям. Эксперт «Арконс Групп» Александр Костылев пояснил: «У нас есть офис в городе Артеме, но он только методический, туда обращаться смысла не имеет. Работаем в Тюмени, вопрос решаем дистанционным путем. Все «движение» берем в свои руки».


Специалист оценил выдачу СБКТС на легковой автомобиль 2014 г. выпуска примерно в 27 тыс. руб. за две недели - в зависимости от наличия пакета документов. Требуются справка-счет либо договор купли-продажи, копия сертификата «Евро-4» или Евро-5», документ о наличии кнопки ЭРА-ГЛОНАСС (впрочем, достаточно и просто фотографии этой кнопки).


МЕТОДЫ РАБОТЫ


В апреле СБКТС можно было купить за 5-6 тыс. руб., а в мае документ стоил уже 10 тыс., а то и больше. Как считает генеральный директор компании-автодилера GaranTrade Евгений Егоров, процедура оформления СБКТС по новому ГОСТу обойдется в 50 тыс. руб.
«Лично езжу на гибридной Camry производства 2013 г., полного бака хватает на 900 км, - отмечает Евгений Егоров. - Не вижу ни одного подобного современного российского автомобиля. Японские, южнокорейские, европейские производители по всем стандартам, в том числе безопасности, на десятки лет опережают отечественный автопром либо собираемые на территории страны машины. Вот последним-то гораздо нужнее СБКТС в плане безопасности движения».


Как считает Егоров, люди будут продолжать покупать праворульные машины и после введения нового ГОСТа: «Если пошлина в размере 800 тыс. рублей не становится заградительной, то и СБКТС не станет преградой, просто поможет кому-то обогатиться».


На данный момент по ГОСТ 33670-2015 во Владивостоке имеет право работать только одна лаборатория - ООО «Серт-Лаб». Автодилеры утверждают, что в день она может принять до 50 автомобилей, притом что ежемесячно ввозится несколько тысяч машин. Мы связались с представителем лаборатории, которая на правах анонимности (разглашать данные запрещает Росаккредитация) пояснила, что получение СБКТС стоит 7 тыс. руб. и что «очереди из автомобилей у нас не наблюдается».


«Сколько времени занимает сертификация? Процедурные процессы я разглашать не имею права, - пояснил эксперт. - Свидетельство подтверждает безопасность конструкции транспортного средства на дорогах общего пользования. Если вы ввозите один автомобиль в год для личного пользования на территорию Приморья, то по временному порядку кнопку ГЛОНАСС можно не устанавливать. Не могу сказать, как работают другие компании, выдающие СБКТС. У каждой лаборатории свои методы работы. Есть достаточно сложная процедура аккредитации. Сначала обращается в Росаккредитацию, приезжает комиссия и т. д. Нынешний ажиотаж с СБКТС подняли таможенные брокеры из-за переделов между собой. Неправда, что в наших лабораториях осмотр производится по фотографиям, да и новосибирские компании имеют у нас свои представительства и специалистов. Но брокеры, экономя деньги, обращаются в Москву и Санкт-Петербург. Автовладельцу следует подумать о том, что его свидетельство могут приостановить».
ОТСРОЧКА ПРИГОВОРА?


По информации Drom.ru от источника в Минпромторге, срок введения новых правил сертификации автомобилей переносится как минимум на год, в значительной степени из-за неготовности соответствующей инфраструктуры на Дальнем Востоке. «Для создания и запуска необходимой лабораторной инфраструктуры для оперативного и прозрачного проведения процедур по оценке соответствия принято решение о создании специальной рабочей группы с участием представителей Росстандарта, Минпромторга, МВД России, ФТС России, Росаккредитации и НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт)», - говорится уже в сообщении Росстандарта.


Однако когда об отсрочке решения будет объявлено официально, не сообщается. Как считают в «Серт-Лаб», требование о введении ГОСТа отменят еще на год. За это время аккредитуется несколько компаний, которые уже подали заявки, и никакого ажиотажа не будет. «Почему вы считаете, что этого недостаточно? Раз в неделю в Приморье привозят примерно 1000 автомобилей. Кроме того, у одной аккредитованной лаборатории может быть несколько постов, компании будут расширяться при необходимости. Обязательно ли нужно будет вывозить автомобили на эвакуаторах, смогут ли работники лаборатории работать на территории таможни - это нам разъяснит Минпромторг. Такой ситуации, как с введением ГЛОНАСС, никто не допустит», - резюмировали в лаборатории.

Сетевое издание Конкурент.Ru (Владивосток)


Вернуться к списку новостей

Другие новости на эту тему: