Что убьет российский экспорт в Китай?

26.06.2017

Завышенные ожидания и желание поскорее накормить почти полуторамиллиардный Китай своими продуктами ведут российских экспортеров на поднебесный рынок не всегда законными путями, зачастую же – попросту нелегальными тропами.

И схема поставок кондитерских изделий ярко иллюстрирует этот процесс. По данным официальной таможенной статистики КНР и РФ, экспорт кондитерских изделий и хлеба из России в Китай в 2016 году составил 37,35 миллионов долларов, импорт же – 4,84 миллиона долларов. Выходит, российские производители вывозят в восемь раз больше, нежели официально ввозится в Китай! По шоколадным кондитерским изделиям разница при переходе через границу возрастает уже до 15 раз. Таким образом, почти 90% кондитерских изделий на сумму в 100 миллионов долларов отправляются из России, но официально не прибывают в Китай. Лидерами «загадочных» поставок являются Кемеровская, Белгородская и Курская области, а также Республика Чувашия.

О чем говорит такая сладкая статистика?  Все предельно просто: большинство этих товаров ввозится в рамках действующего соглашения о беспошлинной торговле, а потому – без документов на свободную продажу в КНР: по упрощенным таможенным процедурам и без оплаты пошлины. А это означает, что пересекший границу товар имеет более низкую, по сравнению с его официальным аналогом, цену. Но подвергает риску контрафакта и себя, и своего «законного собрата». И это угрозы лишь первой линии: в долгосрочном сценарии российский поставщик попросту теряет свою репутацию, так и не сделав уверенный шаг на продуктовый рынок Китая.

Выводу российских продуктов на рынок Китая будет посвящена конференция предстоящего VIII Российско-Китайского Форума «Бизнес с Китаем: стратегии нового времени». Мы попросили экспертов Форума поделиться практическим взглядом на «серый» экспорт сладостей в Китай и объяснить, почему для российских производителей такой путь – в один конец.

Возрастающим тренд «серого» экспорта сделала, по мнению управляющего партнера Vector Group of Companies Альфреда Хамзина, реализация вполне благой идеи – создание зон свободной торговли, куда сегодня активно приглашаются российские производители. Дальнейшее передвижение, но отнюдь не продвижение привезенных товаров из зон, казалось бы, благоприятствования экспортеру, отследить крайне сложно, поскольку осуществляется разными путями, в том числе – через так называемых «туристов» с увесистыми рюкзаками.

«Наибольшее распространение подобные схемы получили на севере Китая, где представлено большое количество поставщиков и довольно высокая конкуренция, - отмечает эксперт. –  Практика показывает, что попав на северные территории, компании сразу же сталкиваются с ценовым потолком и отсутствием шансов продвинуться на южные и центральные рынки страны, где преобладают розничные сетевые магазины. Официальные дистрибьюторы, как правило, тщательно мониторят интернет-продажи и, увидев там товар потенциального партнера по цене, гораздо более ниже официальной, отвечают отказом. Именно поэтому мы нацелились исключительно на рынки юго-восточной и центральной части Китая и только официальным путем».

«Серые» импортеры появляются вместе с устойчивым спросом на конкретный товар, продолжает руководитель китайского представительства VectorGroup Алексей Шевцов: «Классические сценарии «челночной» торговли, которые Россия переросла еще в 90-х, в Китае последних пят лет лишь набирает обороты. А потому основная проблема любого российского производителя при выходе на китайский рынок состоит в том, что вопреки официальному экспорту, часть его товара попадает на прилавки по «серым» схемам без документов и с ценой, как минимум, на 30% ниже официальной дистрибьюторской».

Без активного участия производителя в решении этой проблемы не обойтись. Однако часть из них убеждена, что то, каким образом его товар попал на рынок Китая, не имеет значения, важен сам факт присутствия. У других же откровенно не хватает ресурсов для налаживания более цивилизованного выхода своего продукта. Так, вход в сети Китая требует колоссальных маркетинговых вложений, но поскольку гарантий успешного вывода продукта на рынок попросту нет, инвестиции как со стороны производителя, так и дистрибьютора тоже отсутствуют.  В итоге, как показывает экспертный анализ, объемы продаж конкретных групп  кондитерских товаров в приграничных российских  городках с населением в несколько тысяч человек выше, чем  в городах-миллионниках по типу Владивостока: именно отсюда он «в серую» поставляется в Китай.

«Два экспортных потока – «серый» и официальный – уживаются в Китае за счет широко развитой интернет-торговли, –  комментирует эксперт – И, в частности, наличия площадок, заточенных под частных продавцов, к примеру, Taobao. Как правило, на сопровождающую продукты документацию и сам факт ее наличия смотрят сквозь пальцы, поскольку изначально площадка создается «для личного пользования» продавца.  Для тех же, кто желает приобрести товар с подтвержденным документально качеством, «Alibaba Group» создала интернет-площадку «Тимол», функционирующую по более жестким правилам».

Проторить своему товару официальную дорогу в Китай российский потребитель может лишь ценой: она должна быть такой, чтобы контрабандистам было попросту невыгодно завозить продукцию «в серую».  

«Основная проблема российских производителей заключается в том, что их главная цель сводится к «отгрузиться», а что дальше происходит с товаром – в плоскости вторичного интереса», - резюмирует Алексей Шевцов.  И призывает отмести «серые» варианты тем, кто решил закрепиться на привлекательном рынке Китая всерьез и надолго.

Пожалуй, еще одним аргументом в пользу официального экспорта для многих послужила майская история с поставками алтайского меда ненадлежащего качества на китайский рынок. Ее разрешение грозит отечественным пчеловодам полным запретом на ввоз меда в Поднебесную.  Не слишком ли высока цена чьей-то нелегальной прибыли?

 

Vector-gc.com

Другие статьи на эту тему: