Активность бизнеса в принятии решений по предварительному информированию ниже всяких разумных норм - Алексей Гавричев, зам.начальника отдела информационных технологий Департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК

08.06.2018

Александр Галанаматис (Модератор): Долгожданное выступление Алексея Евгеньевича Гавричева, заместителя начальника отдела информационных технологий Департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК. Я попрошу очень коротко. Он непосредственно сейчас нам расскажет о тех решениях, которые скоро вступят в силу во исполнение таможенного кодекса.  

 

Алексей Гавричев: Судя по всему, все уже устали. Поэтому я, действительно, очень быстро, коротко, сжато по времени. Всем понятно, что вступление нового таможенного кодекса определило развитие предварительного информирования. Если раньше была ссылка на соглашение о предоставлении предварительной информации, дальше было три маленьких решения, то новый кодекс дал достаточно большую область для определения, что и как должно работать в сфере предварительного информирования.

 

Т.к. кодекс у нас, к сожалению, задержался, решили не ждать выхода кодекса, и ни для кого не секрет, многие здесь присутствующие в этом процессе участвовали, была создана экспертная группа в конце 2016 года. По результатам её работы уже на этот момент здесь и сейчас принято пять решений посвящённых предварительному информированию. Это о порядке предоставления предварительной информации на четырёх видах транспорта, которые определяют соответственно сроки предоставления предварительной информации, состав предварительной информации при той или иной таможенной операции, лиц, которые должны, которые обязаны, и когда можно не предоставлять предварительную информацию. Собственно, это четыре решения.  Порядок регистрации предварительной информации тоже вышел. Соответственно, если интересно, это 51, 52, 56, 57 решения. Порядок по воздуху был рассмотрен буквально вчера, и он ещё не получил своего номера. Получит его в пятницу. Это то, что уже сделано.

 

Над чем сейчас работаем. Сейчас работаем над порядком использования предварительной информации и над порядком информационного взаимодействия при предварительном информировании между таможенными органами и иными контролирующими органами на границе. Здесь, ну, опять же, т.к. времени очень мало, я из одной части своего доклада буду в другую перескакивать. Вы уж не обессудьте. Здесь дело в чём. Хотелось бы посетовать на то, что активность бизнеса в данном процессе ниже всяких разумных норм. Почему это так. Когда писали порядки предоставления, там в первую очередь играли роль гос. органы. Они говорили – нам нужны такие-то сведения, такие-то сведения. А бизнес говорил – зачем, зачем. – Надо. Сейчас пришло время отыгрываться, когда бизнес должен прийти и сказать – а вот ты это используй там и там, здесь и вообще везде. А бизнес не идёт. Бизнесу неинтересно уже стало. Он думает – ну, пусть сами там как-то используют, нам какая разница. Мы в этом никаких плюшек не видим.

 

Вы зря улыбаетесь, потому что буквально завтра у нас будет очередное заседание по предварительному информированию экспертной группы. Где-то из 30 присутствующих, человек 25, это гос.органы и Евразийская экономическая комиссия. И человек пять от бизнеса будет, кто действительно может активно отстаивать свои позиции. Но опять же, вы смотрите, самые активные, как ни странно, это Ассоциация морских агентов. Союз из пяти великих морских держав. В Ассоциации морских агентов есть один конкретный человек, все его знают. Он действительно толкает всю идею. Я говорю – уважаемый, а что нужно. Он говорит – а нам от предварительной информации нужно, чтобы разрешили выгрузку. Получается, что вся эта гора нужна для того, чтобы судно, которое пришло в порт, ему разрешили грузовую операцию, выгрузку товара и всё.  Я говорю – но есть авто. Он отвечает – да, есть, но нам это не интересно, мы морем возим. –А самолёт? – Ну, не так. Это тоже по аналогии с морем, но нам вот море интересно, единое окно интересно.

 

Я вам честно говорю, завтра, если кто мне не верит, могу вечером в facebook написать, сколько человек от бизнеса было и кто, чего громко говорил. Потому что приходят, сидят на задних партах, радуются, что пришли, и молодцы. А работы-то нет. И поэтому на выходе, что мы получаем? Тоже самое, что и с кодексом. Вы зря улыбаетесь. Я же присутствовал, видел там, на задней парте, когда кодекс писали. Приходит бизнес. Они что-то поговорили, поговорили. Потом приходят гос.органы, говорят, говорят. Бизнес так, раз, и заснул. И что произошло. 88, 89 статья кодекса –уведомление о прибытии и документы и сведения, необходимые при уведомлении о прибытии. Приходят ко мне на предварительное информирование и говорят, ну вот мы там ничего не должны. Это же морские агенты. Секундочку, вот читаем 89 статью, часть 1. Сведения, которые там, коносамент, всё это. А разрешения всякие стандартные. Говорят, нет, мы не должны. Ну как не должны, вот читайте 2 часть 89 статьи. Там написано, независимо от того, кто…. предоставляются .. –Как?!  - Ну, как, чёрным по русскому.

 

Вы поймите, для меня это больная тема. Я полтора года просыпаюсь – предварительное информирование. О парадигме развития. Смотрите, какая ситуация. Мы, когда начали работать над предварительным информированием, с чем столкнулись. Множество таможенных инструментов существует, но у всех у них, в какой не ткни, всегда есть бумажка. Сначала есть бумага. Причём, как начинается развитие. Берётся бланк, туда накидывается отчёт, потом пишется, а вот бланк, заполняется и дальше пошло. Мы столкнулись с тем, что в предвариловке нет бумажки. Говорят, давай сделаем её. Нет! Этого никогда не будет. Соответственно, предварительное информирование, это чистая информационная технология, чистая электронная технология, и бумаги там не было и быть не может.

 

И здесь мы столкнулись с чем, ну, хорошо, а как развивать-то? Бланк-то где? Нету. Как заполнять-то? И здесь столкнулись с тем, что сейчас у нас активно пытаемся вложить в головы всех присутствующих и на предварительном информировании, и с дружественным нам департаментом таможенного законодательства о том, что, когда речь идёт об электронном документообороте, нельзя мыслить бумажными технологиями. Это, по-моему, сегодня уже неоднократно говорилось.

 

А вот как мыслить. Сейчас много всяких разных парадигм существует. Порядок предварительного информирования, как я уже сказал, ещё предстоит порядок использования, порядок формирования нас ждёт, он уже связан с электронным документом, а не с бумагой. Важные структуры и форматы, которые будут разработаны, не переживайте. Всё обещает быть к 1 октября. На самом деле все документы, которые разрабатывает Комиссия, мы планируем закрыть полностью к сентябрю. К осени у нас всё будет принято. А там посмотрим, насколько к 1 октября все будут готовы. Наверняка, нет. И будем думать, как выруливать из этой ситуации. Но Комиссия своё дело сделает, как я уже обещал, к осени этого года. Все документы, которые от нас зависят, мы примем.

Другие статьи на эту тему: