Если таможня Бог, то мы ангелы

13.09.2018

Почему таможенная система не так эффективна, как хотелось бы участникам ВЭД

Ваше благородие госпожа таможня,

Для кого-то вредная, а кому-то — можно.

Передать в конверте — постой — не дури,

Не везет мне с ВЭДом — повезет в любви…

Часто возникает вопрос: что является основными чертами российского общества? На мой взгляд, позитивных черт достаточно много — от гостеприимства до сострадания, от понимания до безвозмездной помощи, от открытости до искренности.

Но вот из негативных я бы назвал четыре основных, присущих любой организации, любому коллективу или несовершенной (незавершенной, плохо отстроенной) системе, и таможенной службе РФ в том числе, и которые сильно мешают нам наладить достойную жизнь:

1. Принятие на всех уровнях, от семьи и мелкого бизнеса до руководства страны, половинчатых решений.

2. Недоработки и недоделки, отчасти вследствие первого.

3. Отсутствие ответственности, невозможность найти исполнителя («крайнего»).

4. Неопределенность терминологии и плохо подготовленные (непонятные) решения, поэтому читайте пункт 1; круг замкнулся.

Общее о системах

Как известно практически всем, при любом построении любой системы весь жизненный цикл делится на пять периодов, каждый из которых можно разделить на основные (обязательные) и на второстепенные, больше влияющие на удобство пользования. Пять основных и их значение:

1. Возникновение — несколько этапов, от замысла до разработки.

2. Становление — ввод в эксплуатацию, настройка и функционирование.

3. Развитие — эффективное функционирование и поддержка.

4. Упадок — потеря функциональности или достижение цели.

5. Исчезновение — прекращение существования, закрытие.

Система таможенных отношений

Естественно, все эти этапы легко переносятся на таможенную службу России, если рассматривать ее как систему. Но первый вопрос, который логически возникает: на каком этапе жизненного цикла она находится? Очевидно, что либо второй, либо третий — другого не дано. Но если второй, то когда планируется его завершение, а если третий, то почему система не так эффективна, как хотелось бы участникам ВЭД (внешнеэкономической деятельности)?

Пока на этот вопрос мне не удалось найти ответа. А это для функционирования системы очень важно, потому как важной составляющей системы является наличие обратной связи, и на разных этапах эта связь разная. На втором этапе это более широкая, чем глубокая связь, охватывающая большой спектр вопросов и процессов, а на третьем этапе она должна быть максимально глубокой для отстройки и устойчивой работы. Очевидно, что самой эффективной обратной связью для таможни должны являться отзывы пользователей и специалистов. Следующий вопрос: имеют ли право и возможность эти пользователи и специалисты оценивать эту эффективность и предлагать какие-то решения, а если имеют, то как они могут это сделать?

Система таможенных отношений в РФ регулируется на сегодня Таможенным кодексом ЕАЭС. А это закон! Даже уже практически международная конвенция. Насколько хорош и продуман этот закон, в данном случае рассматривать не будем. Просто условно допустим, что участники ВЭД могут делать свои замечания и предложения для повышения эффективности деятельности таможни, и если они существенные и нужные, то это в итоге должно отразиться в законе или в изменении работы, технологии. Но как это работает, думаю, мало кто понимает.

И это все только о регулировании внешнеэкономического оборота непосредственно таможней (квоты, пошлина, акциз). Но система таможенных отношений включает в себя множество других систем государства: НДС — таможня выступает как налоговый агент государства; техрегламенты — таможня их проверяет; продуктовая и товарная безопасность; соответствие товаров сертификатам; авторское право и пр. и пр. Все контролирующие госорганы делегировали свои полномочия таможне. В таком случае разные системы нужно интегрировать с таможенной системой. Это очень непросто сделать, притом что непонятно, как развивается таможенная система. Поэтому она либо перегружена, либо плохо интегрирована с другими системами.

Реальность обратной связи

Обычно общение участников ВЭД с таможней, кроме формализованных ТД, ДТС и пр., происходит посредством так называемых писем — это формальные письма свободного содержания, в которых участник описывает вопрос и излагает просьбу разрешить то или иное действие. Таких обращений слишком много для развитой и функционирующей эффективно системы. Темы таких писем содержат и оперативные вопросы, и предложения по упрощению, улучшению работы. Но если на первые положительный ответ от таможни приходит в 70–80% случаев или даже «на автомате» — разрешить, то на вторые чаще всего никакого ответа не приходит или приходит пустая отписка — спасибо, примем, согласны, сделаем, но «воз и ныне там».

Важно: срок ответа на такие обращения установлен законом — 30 дней! Даже если это касается оперативных вопросов погрузки, выгрузки или отправки груза. Справедливости ради стоит сказать, что инспекторы тоже люди, они понимают несуразность ситуации и по оперативным вопросам не затягивают, и разрешение приходит либо сразу, либо через 2–3 дня, т. к. были выходные и не было начальника поста. Но это оперативные вопросы! Они либо не должны регулироваться таможней, либо должны решаться «влет», «не отходя от кассы», с положительным решением. Если такие обращения кем-то систематизируются, анализируются, если по ним готовятся какие-то решения, то бог бы с ними, с этими сроками, потерпим, подождем — улучшения вот-вот будут. Но чего-то не срабатывает. Улучшения появляются либо слишком поздно, либо заставляют себя ждать до сих пор. И даже если обращений второго типа становится меньше, это не значит, что все стало хорошо, просто обращающиеся потеряли веру и больше не пишут «письма» в таможню.

Что плохо или не так

1. Один из основных критериев работы таможни «на местах» или на таможенных постах — время нахождения товара на оформлении — за него борются, наказывают. Занимается этим один отдел таможни, но если назначен досмотр/осмотр, то подключается еще один отдел, досмотровый. Работу досмотровому отделу может обеспечивать либо первый отдел, либо ориентировка по товару, либо генератор случайных чисел в центральном компьютере таможни, либо просьба импортера/экспортера. Персонал досмотрового отдела сокращается, т. к. уже многое определено, формализовано, автоматизировано, а очередь растет — работы очень много. Время оформления увеличивается.

2. Для того чтобы выпустить ДТ в срок, установленный законом как 4 часа, что физически малореализуемо (т. к. просмотреть набор документов по декларации, понять, не сделать ошибку и принять правильное решение практически невозможно, если у инспектора в смену проходит 30–50 деклараций), а срок нарушать нельзя, инспекторы вынуждены придумывать дополнительные проверки, брать с участника объяснения, пояснения и пр., что автоматически продлевает срок выхода, но уже не по вине таможни, а по вине заявителя.

3. Как оказалось, оформить в таможне сборный экспорт из РФ гораздо сложнее и дольше, чем импортный товар, находящийся в зоне риска: кто-то в таможне посчитал, что обязательно для этого должен быть номер контейнера в декларации, а контейнер отсутствует — не нужен он заявителю.

4. Оформить транзит через территорию РФ по закону невозможно, т. к. устав ПАО «РЖД» разрешает погрузку на вагон только при наличии ТД, а ТД не может быть выпущена таможней, т. к. в ней нет номера вагона. И этой норме уже 25 лет.

5. Прочие «мелочи», которые мешают нам упростить отношения, — например, соответствие кода ТНВЭД до 10-го знака. Притом что последний знак не влияет ни на сборы, ни на пошлину, но его несоответствие автоматически приводит к протоколу о нарушении таможенных правил участником ВЭД. Но это отдельная работа по анализу, если вдруг это кому-то будет интересно, хотя вряд ли.

 

Konkurent.ru

Другие статьи на эту тему: