Мозговой штурм. Модель компетенций СПТО

22.03.2019

II Международной конференции "ВЭД, таможня, логистика в ЕАЭС" в Минске.

Александр Мякота: У нас есть большое желание вас поэксплуатировать с целью извлечения из вас накопленного опыта трудового и сделать для всех нас что-то общеполезное. Эту сессию мы назвали модель компетенции специалистов по таможенному оформлению.

Она проходит у нас в формате мозгового штурма. Сессию проводит приглашённый наш белорусский партнёр Владимир Наумов, я и помогает нам Виктория Иванова.

Итак, что такое модель деятельности. Чтобы быть способным что-то делать, надо знать, что делать. Собственно говоря, что мы делаем сейчас мы и будем выяснять.  Если у нас была бы модель, которая описывает деятельность специалиста, нам бы легче было оценивать его на бумаге и управлять им в процессе его деятельности.

Модели у нас нет, и никогда не было. Был тематический план, утверждённый когда-то Федеральной таможенной службой, но, по сути , он описывал знаниваемую  модель и, конечно, любой таможенник может сказать, что они должны делать, должны законы соблюдать, вот в кодексе всё написано.

Но если мы говорим об управлении и о трудовом поведении, то нам надо описать это гораздо более просто и самое главное сделать так, чтобы мы могли это измерить.

То есть специалист, у которого есть определенный набор компетенций, это составляет его какое-то портфолио, и само главное нам нужны эти средства измерения. Но измерять можно только то, что мы определили. Поэтому вот что мы хотим сейчас получить. Мы отдаем себе отчет, что мы не получим этого в конце этих двух часов, но мы по крайней мере получим срез вашего понимания того, что делает специалист по таможенным операциям, причем мы специально, скажем, загрубили его деятельность, и многих операций вы не увидите в своих листах. Просто для того, чтобы мы успели обсудить хотя бы то, что мы наметили. Это то, что я предлагаю обсудить.

У вас эти темы написаны на флипчартах, то есть в принципе на этом я свой выступление заканчиваю и дальше отдаю слова Владимиру. Он расскажет вам, какие правила проведения этого мероприятия.

Владимир Наумов: Меня зовут Владимир Наумов и сначала я готов сходу поспорить с уважением Александром. Коллеги, вы достаточно квалифицированны, достаточно компетентны для того, чтобы создать прототип по меньшей мере профессионального собрания, если не для кинооператора, государства, таможенного комитета или ассоциации, то хотя бы для своей компании.

Вы можете все, вы профессионалы. И вам будет дано определенное время для того, чтобы вы четко и жестко сформулировали зафиксировали и обсудили, потом проголосовали, то что должен делать специалист по таможенному оформлению, выполняя одну маленькую операцию. Один одну, другой другую, третий третью. В сумме можно выйти как минимум на прототип профессионального стандарта, который если не будет утвержден свыше, то будет утвержден вами. А это иногда лучше, чем ждать того, что свыше.

Итак, правило мозгового штурма - работаем быстро, безо всяких ограничений. Нас не сдерживает никто и ничто по большому счету говоря. Никакая оценка идеи внутри группы не допускается. Критика категорически запрещена. Вы все, что придет в голову фиксируете, высказываете и на листочке. Никаких ограничений, никаких тормозов.

Правило один. Главное не качество, а количество. Чем больше, тем лучше. Потом будет из чего отбирать. Вы совершенно свободно, не сковывая себя, высказываете, в том числе и рискованные идеи, потому что неверная или неудачная полу идея, т.е. шаг на пути к достижению конкретного решения, конкретного действия может стать толчком для творчества всей группы. Вы работаете непрерывно в рамках отведенного времени и  прекращаете работу, когда стоп.

Итак, ваша задача сейчас набрасываете на листочка  или вслух и фиксируется. В итоге на больших листах идеи, которые будут вынесены на флипчарт и на голосование.

Итак, время пошло. На все про все у вас 15 минут. Прошу. Задание на листках у каждого из вас написаны, плюс распечатаны на столе.

Следите, чтобы не было критики. Критика, оценки, ухмылки, улыбки, ужимки запрещены. Только веселый и радостный смех.

Вопрос, что нужно делать? Вам нужно написать, какие действия, какие умения и навыки должен продемонстрировать  специалист по таможенному оформлению, выполняя конкретную операцию.  

Компьютерная грамотность это не умение и действие. Не подходит.

Знание правила, это не умение. Господа, пишем только умение и навыки.  

Нет, не умений работать с компьютером, а работа с компьютером с целью и результатом.

Список умений и навыков: пилить, колоть, целоваться, заполнять, отрезать, взвешивать, оперировать, фотографировать.

Понимать, это не действие. Что вы делаете, когда понимаете?

Набор действий, набор умений и навыков. Все, никаких существительных в качестве первого слова. Ну, а если существительное, то заполнение, расчет.

Знание это разве умение или действие?

Что вы делаете, когда вы усидчивы? Что вы делаете, когда вы грамотный?

Дамы и господа, умение и действия, а то у нас тут пошло уже любовь к родине, креативность , прочее - не умение и не действие.

Работы с удовольствием – оценочное суждение. Что вы делаете, когда получаете удовольствие? Нет, за получение  удовольствия мне не платят. Мне за работу деньги платят.

Главное не качество, главное количество умений, навыков, то есть действий.

Уважаемые коллеги, стоп, остановились и послушайте, пожалуйста, меня. Сейчас, пока я говорю, определите, кто из вашей группы подойдет, вывесит ваш листок и просто озвучит без всяких комментариев, что на нём написано. Просто прочитает. У вас на столах лежат стикеры – красный или зеленый.

Если вы не согласны с позицией коллеги, напишите. Пронумеруйте, пожалуйста, списки на всех листках.  И пишите:  предложение один - не согласен и красный спикер. Или предложение номер один – хочу дополнить. И на стикере напишите, что вы хотите дополнить, уточнить или развить в позиции, допустим, коллеги из группы такой-то.

Пронумеруйте список ваших позиций, выберите человека, который вывесит и просто озвучит то, что записано.

Вы же пишите на красном стикере номер позиции коллеги и приклеиваем стикер или же на зеленом стикере,  хочу дополнить, расширить и уточнить. Что вы будете дополнять, уточнять. Номер позиции и дополнение, уточнение.

Итак, спикер  выбраны у  всех? Я имею ввиду тот, кто будет докладывать. Вот давайте с вас и начнём. Просто вывешиваем и озвучиваем вслух.

Группа № 1: Уважаемые коллеги, нам выпало задание сбор и анализ пакета документов для таможенного декларирования, и, исходя из задания, наша команда решила, что специалист по таможенным операциям должен обладать следующими умениями, навыками и коммуникациями.

Первое, это умение анализировать компанию у контрагента, умение анализировать бизнес процессы в рамках процедуры декларирования, анализировать транспортные документы, сделать выводы о достаточности этих документов, представленных, быть коммуникабельным с заказчиком  и с таможней, уметь анализировать информацию из открытых источников, быть стрессоустойчивым, уметь ее проводить идентификацию товара в соответствии их этих товаров сопроводительным документам, быть айти грамотным, то есть умение работать с информационными программами. Творческий подход к исполнению работы, быть вариативным мышления в рамках правового поля, уметь систематизировать информацию, полученную в процессе работы с данным товаром, быть скрупулезным, быть финансово грамотным, иметь знания в области таможенного законодательства и отдельно поддерживать эти знания на должном уровне актуальном. Уметь анализировать документы на соответствие логистической цепочки. Умения работать в команде, а еще лучше обладать компетенциями наставничества. Быть мотивированным на результат, знать иностранный язык и последний пункт 21 - уметь оценивать документы на достоверность. Спасибо.

Владимир Наумов: Коллеги, у кого есть возражения? Кто готов повесит красный стикер этому списку? На какую-то из позиции этого списка. Кто желает повесить зеленый стикер к этому списку? Пожалуйста, пройдите. У кого есть заполненные стикеры  к этому списку, выходите и приклеивайте.

А пока готовится вторая группа.

 Со стикерами выходим не спрашивая. Выходите со стикерами.

Выбирайте, кто будет докладывать результаты свои группы. Следующая группа, кто выходит? Просто озвучиваете список. Не забывайте о стикерах с возражениями и дополнениями.

Группа № 2: У нас тема заполнение оформления декларации на товары.

Первое у нас умение формализоать документы.  Умение пользоваться шаблонами, умение работать с программами excel, word, умение работать с этими программами в связке с таможенным оформлением, с таможенным софтом. Умение считать  сложный процент. Говорить и писать на английском и китайском, уметь анализировать, внимательность обязательно, считать уметь. Уметь искать  в интернете информацию, знать физику и химию, знать структуру ТН ВЭД,  управлять потоком и целью поставок, знать реестры, уметь нести мат.ответственность, знать  льготы и преференции, иметь техническое образование, уметь предугадывать, это интуиция, иметь смелость обращения к руководству и оперативно реагировать  на информацию. Спасибо.

Владимир Наумов: Красные стикеры другие стикеры. Выходите и комментируйте.

Комментарий: Считая не обязательно иметь техническое образование.

Комментарий: Знать структуру ТН ВЭД и быть с техническим образованием -  главное, мне кажется, время нужно не на это тратить на, а  на то, чтобы позвонить специалисту по кодированию. Знать структуру ДТ.

Комментарий: Трудовые действия. Мы должны не знать, а трудовые действия - работать с реестрами.

Владимир Наумов: Следующая группа, пожалуйста. Дополнением на любых стикерах кроме красного. Критика, не согласен - красный стикер.

Группа № 3: Мы рассматривали отдельно узкую  способность определять, исчислять платежи. Для этого считаем, что среди знаний должно быть знание порядка применения льготных и преференциальных режимов, общее понимание кодов ТН ВЭД и особенностей применения ставок адвалорных, компенсационных и так далее. Иметь понятие о таможенной стоимости, налогооблагаемой базе. Использовать информацию о стране происхождения, как частный случай применения льгот и преференций. Знать общий порядок исчисления налогов за просрочку по этим уплатам, знать особенности процедур, таких как временный ввоз, условно начисленные  платежи, и так далее. Знать способы уплаты и виды платежей, в том числе нетаможенных, реквизиты и правила оформления платежных документов. Уметь работать с информационными базами, такими,  ЕЛС, личный кабинет и прочие, что могут быть. Иметь возможность работать с Неденежными инструментами, такими как договора поручительства, банковской гарантии и прочие. Знания и умения  работы с уведомлениями таможенных органов, понимание курсовых разниц. Знания видов сборов, таких как лицензионные платежи, интеллектуальная собственность, утиль сбор, как в целом заполняется декларация, в частности 47 графу. Знать и понимать ИТС, СУРы и прочую статистическую информацию о ценах. Иметь понимание и знание заполнения декларации на товары, декларацию о таможенной стоимости. Готовить пакет документов для  определения порядка исчисления. Знать основы бухгалтерского учета, знать программные продукты, уметь рассчитать пени, знать совокупные таможенные платежи, если оформлять физлиц. Знать и уметь применять ИНКОТЕРМС. Знать и понимать иностранные языки. Знать порядок списания таможенными органами платежей, выпить с контрагентом надо уметь. Уметь разбирать почерк.  Быть внимательным. Иметь  возможность гасить задолженность, знать, как оно происходит. Иметь рентгеновское зрение для проверки документов, быть дотошным, быть участливым и заинтересованным клиентоориентированным.  Иметь математический склад ума и хорошую физическую форму, чтобы в принципе уметь все остальное таможенное оформление, если вдруг  никого не будет. Быть грамотным, уметь все автоматизировать и в конце написать заявление на возврат.

Владимир Наумов: Высокая степень детализации. Стикеры, пожалуйста.

 Александр Мякота: Коллеги, прошу, голосуем. Очень тяжело, конечно, я понимаю, что сорок один пункт вам тяжело. Подойдите поближе.

Комментарий: Не хватает таможенных процедур и обеспечения.

Владимир Наумов: Со стикерами разобрались, есть еще у кого голосование? Вот, что значит количество, которое может перейти в качество. Следующая группа, пожалуйста.

Группа № 4: Нам досталась определение таможенной стоимости товаров в соответственно с установленными методами декларирования и подтверждения заявленной таможенной стоимость. Как навыки и умения мы определили пользование интернетом, внимательность, аналитика, усидчивость, креативность, грамотность, знание товарной номенклатуры, умение искать информацию, применять информацию, коммуникация с людьми, отстаивание своей позиции, умение добывать информацию, умение убеждать, аккуратность в работе с  данными и цифрами, грамотная речь, опрятность, знание нормативной документации, родственные связи, одержимость, дотошность, любознательность, умение ориентироваться в документах, компьютерная грамотность.

Владимир Наумов: Спасибо, изрядный список. Стикеры. Пожалуйста, не стесняйтесь комментировать свои согласие или несогласие.

Комментарий: ИНКОТЕРМС.

Александр Мякота: К родственным связям добавили ИНКОТЕРМС, а человек голосует против родственных связей. Нечего их тут разводить. Ты против опрятности, да? Считает, что она никак не влияет на определение таможенной стоимости.

Комментарий: Я дополняю интеллектуальную собственность, роялти и дополнительные начисления.

Александр Мякота: Коллеги, есть еще замечания? Одно? Давайте.

Комментарий: Мы хотели бы добавить знание структуры и методов определения таможенной  стоимости.

Владимир Наумов: Следующая группа.

Группа № 5: Тема у нас соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. Мы считаем, что для этого необходимо знать источник информации, умение в этих источниках ориентироваться и анализировать их. Важно определить код товарной номенклатуры товара. Определить характеристики товар, которые влияют на применение запретов и ограничений, проверить актуальность нормативных требований, составить список необходимых для соблюдения запретов и ограничений документов при таможенном оформлении. Проконтролировать правильность и корректность составления предоставленных документов, проверить компетенцию таможенного органа оформления, проверить и проанализировать практику оформления товара попадающего под те или иные запреты и ограничения на конкретной таможне. Предоставить клиенту исчерпывающую информацию о порядке оформления и способы получения разрешительных документов, выстроить коммуникацию с таможенными органами, инспекторами. Дальше у нас должен был быть завершающей пункт, но мы придумали ещё  два. Поблагодарить клиента, идентифицировать товар на предмет соответствие информации  содержащейся в документах и проинформировать клиента о последствиях при несоблюдения запретов и ограничений при перемещения товаров.

 Комментарий: Коммуникация по получению разрешительных документов произвести.

Комментарий: Добавить хочу - знание запрещённых товаров для разных категорий физических лиц, это первое, и второе, знать порядок запрещённых товаров.

Комментарий: Против того, чтобы изучать практику применения не на конкретной таможне, а вообще в целом.

Комментарий: Еще иметь возможность обосновать отсутствие необходимости предоставления разрешительного документа в спорной ситуации. Это важно.

Владимир Наумов: Кто у нас еще остался, какая группа?

Группа № 6: На самом деле у нас так получилось, что мы начали описывать именно действия, а не компетенцию. Почему-то мы поняли не совсем правильно. Поэтому, если начать с действий,  которые должен уметь делать сотрудник, занимающейся классификацией товара, это в первую очередь он должен уметь работать с технической и сопроводительной документацией. Он должен, как здесь написано, уметь увидеть образ товара за описанием, которое сопровождается в документах. Дальше он должен  проверить по назначению свойством и области применения, если это материал, если это товар, то есть разобраться в деталях. Дальше он должен уметь, если мы говорим про компетенции в рамках, он должен уметь работать с базами данных, то есть он должен правильно  использовать информацию, которую возможно из них получить. Должен уметь работать с программными средствами. Проверка по базе данных ранее выпущенных ДТ. Это такой сопутствующий пункт. Это как части операций, которые он должен производить. Далее должен он  проверить также предварительное решение на предмет наличия классификации по данному товару. Он должен еще посмотреть наличие согласно правилам интерпретации и определить будет ли классификация дана на комплекс. То есть, если это товар, который можно классифицировать одним кодом либо отдельно по составляющим элементам.  Из компетенций, которые мы должны обладать, это технический и аналитический склад ума, логическое мышление, грамотное изложение своих мыслей.

Владимир Наумов: Извините, это всё хорошо, но ставилась задача составить список действий, то есть умений и навыков. О компетенциях чуть попозже, извините. Нужно различать компетенцию и умение и навык. Это две  большие разницы. Мы должны не нашу интерпретацию действий и компетенций выполнять, а прописанные законы. Закон предписывает нам ее весьма своеобразно, но об этом потом, в следующий раз когда-нибудь. У вас все по списку? Спасибо.

Коллеги красные стикеры, зеленые стикеры. Где у нас Александр с микрофоном?

Комментарий: Специалист  должен уметь заполнить заявление и составить таблицу для классификации для обращения в Федерации таможенную службу за получением классификационных решений.

Владимир Наумов: Спасибо. Еще дополнения, предложения? Ну что же, ни одна группу мы пока не забыли? Или кого-то потеряли  нечаянно?

Уважаемые коллеги, итак вот это наша попытка создать для себя усилиями коллективного разума определенный прототип, проект того, что мы думаем идущая попытка  снизу.

Уважаемые коллеги, спасибо за эту работу. Я думаю, что результаты рефлексии потом группа экспертов, группа аналитиков обработает,  и насколько я понимаю, меня поправят Александр, если я в чем-то ошибаюсь, результаты обобщения того, что вы писали, не случайно это снимается, складируется, будут потом доложены вам  электронными средствами коммуникации.

Александр Мякота: Коллеги, если мы успеем, то мы расскажем прямо завтра  в первом приближении. Ну и естественно мы потом расскажем с помощью средств коммуникации, контакты вы оставили. По крайне мере, электронную почту.

Владимир Наумов: Итак, уважаемые коллеги, произошло то, что произошло. Констатируем. И многим из нас не терпелось, подмывало навставлять туда качеств.  Я сейчас не буду употреблять это слово компетенции. Компетенции, компетентность и компетенция человеческая  или профессиональная как таковая. В любом случае из того, что вы сейчас наработали будут выработаны те специфические профессиональные, связанные именно с выполнением профессиональных обязанностей, умение и навыки. А умение и навыки это действие.

Открою вам страшную тайну - умение заполнять декларацию, это компетенция. А вот заполнение деклараций, это действие. Я умею, но наделал ошибок, и не заполнил, не ту страну отправил, не тем видом транспорта. Но я умею. Но не делаю.

Так вот компетенция, компетентность это потенциальное состояние. Оно должно найти свое проявление в наборе вполне конкретных физических измеримых действий. Да, ну способен я быка есть в один присест. Способен, но не делаю. Способен я родину любить. Но не делаю. Это пример. Не принимайте умение и действие за чистую монету навыка.

Умение, это не совсем навык. Но не будем вдаваться в определения. Давайте не будем путать умение и навыки и компетенции, и понимать, как эти понятия соотносятся друг с другом. В этом понимания,  к сожалению, ни у нас, нет, у теоретиков и законодателей, которые принимают государственные стандарты или профессиональные стандарты сообщества, нет. И с этим немалая проблема. А как четко, кратко и при этом исчерпывающим, то есть необходимым и достаточным образом описать все наборы действий, которые должен делать человек, вот на этом рабочем месте, выполняя операцию раз, два три, или четыре, пять. Но  нам очень хочется обязательно вот этих вот мягких навыков личностных свойств, характеристик и так далее. И мы этим сейчас займемся.

Следующий этап нашего мозгового штурма будет состоять в том, что вы за достаточно короткое время составите список необходимых специалисту по таможенному оформлению личностных качеств, которые необходимы для успешного выполнения.

Ну, например, боксеру нужна быстрая реакция. Умение держать удар.

Балерине прямая спина и стройные ноги. Что это не личностные качества балерины, стройные ноги? Ну, зато профессиональные. А кривоногая балерина это уже её профессиональное качество, а не личностное?

Я специально сейчас устроил эту путаницу, эту хохму для одной маленькой вещи. Я постоянно спрашиваю, что должен делать специалист, говорит коллега, предлагает.  Понимать. Я спрашиваю, что вы делаете, когда понимаете? Потому что понимать, это состояние, а не действие. Что такое думаю? Что вы делаете, когда думаете? Классифицируйте, анализируете, подводите часть под целое, устанавливаете родовые отношения. Вот что такое думать.

Или видел, было в списке, нести материальную ответственность. А что вы делаете, когда несете материальную ответственность? Что вы делаете?

Осознавать, это не действие. Осознавать, это не действовать в профессионально практическом плане. Под словом осознать кроется огромная внутри вот этого понятия осознание, осознать, кроется огромная иерархия действий. Таки вот, что делает человек, когда осознает материальную ответственность на  уровне раз, два, три, четыре, пять? Берет взятку, но  плачет, как любой воришка у Ильфа и Петрова.

Итак,  следующее задание. Нам нужно на полученных вами листах, каждая группа, опять-таки важно не качество, важно количество, записывает максимально большое количество личностных качеств, необходимых для успешной работы специалиста по таможенному оформлению. И потом мы продолжим.

Итак, на все про все, уважаемые коллеги, 7 минут.

Итак, коллеги, время. А пока вы заканчиваете, чтобы сбавилась инерция, я вам расскажу одну, но это не анекдот, это настоящая правдивая история.

Ровно 100 лет назад один очень умный французский товарищ по имени Солистен Фремер рассуждал. Вот, представляете, от учителя, от университетского преподавателя требуется быть и классным специалистом в предметной области, и психологом, и ораторов, и эстетично выглядеть, и любить студентов, любить детей, короче говоря, от него требуется так много качеств. И чувство юмора, и чуткость, и социальная ответственность, и прочее, прочее, прочее, что подобными  характеристиками мог обладать только один Бог, за исключением одной характеристики, Бог бессмертен в отличие от...

Иногда к любым нашим специалистам руководство или правительство предъявляют примерно такой же набор сведений, как бессмертному нам лицу. Как же быть. Так сколько же, извините, в штуках, в килограммах, в измеримых размерах может быть этих качеств, чтобы с ними можно было действительно реально работать и не утонуть в бесконечности замечательных человеческих свойств, которые вообще никогда никому не мешали. Итак, какая группа готова выступить первой? Пожалуйста.

Итак, коллеги, слушаем друг друга. Но я попрошу у вас одну секунду. Мы уже говорили о чрезмерном  количестве качеств. Если вдруг  качества, наработанные вашей группой, совпадут с теми, которые здесь есть сейчас, вычеркните его на своем листке, чтобы не было повторов.

Например, дисциплинированность. И у вас всех есть дисциплинированность. Вычеркните ее, пожалуйста, на  своих листках. Пожалуйста.

Группа № 1: Начну с того, что у вас точно нет. Пункт 2 он должен быть мужчиной. Итак, пункт 1 дисциплинированность, 2 пункт я зачитал, дальше стрессоустойчивость, заинтересованность в работе, пунктуальность, ответственность, терпимость, грамотность, открытость, коммуникабельность, обучаемость, самообучаемость, активность, вменяемость в плане восприятия, критики и так далее. Интеллигентность, воспитанность, опрятность, аккуратность, скрупулезность, отсутствие вредных привычек, креативность, гибкость мышления, логичность мышления, современность - быть в тренде, адаптивность, убеждение и умение ораторского мастерства.

Владимир Наумов: Почти про то, про что я говорил. Спасибо. Следующая группа. Внимательно слушаем коллегу. Следите за своими листочками.

Группа № 2: Внимательность, аналитический склад ума, последовательность, доброжелательность, нацеленность на результат, умение работать в команде, клиентоориентированность, обучаемость - образование и языки, способность к саморазвитию, стремление к  саморазвитию, высокий познавательный интерес, усидчивость, инициативность, чувство юмора, высокая трудоспособность, умение принимать нестандартные решения, умения планировать, высокий эмоциональный  интеллект, исполнительность, умение сохранять конфиденциальность, инициативность, стремление к карьерному росту, умение расставлять приоритеты в работе, опрятность и субординация.

Владимир Наумов: Коллеги, помогайте, помогайте трудно уследить. Кто желает продолжить голосование, бога ради, коллеги.

Группа № 3: Единственное - очень быстро читали, поэтому, возможно, мы что-то не успели вычеркнуть, но мы старались следить.  Что у нас осталось: коммуникабельность, ответственность, профессиональная грамотность, многозадачность, вежливость, этичность, мобильность, активность, хорошая память и широкий кругозор. Вроде бы все. Ответственность была, да? Коммуникабельность была?

Группа №4: Самоорганизация, умение расставлять приоритеты. Было? Да что же такое.

Владимир Наумов: Это не значит, коллеги, что вы плохо поработали, просто другие работали не хуже,  вот и все.

Группа № 4: Способность  структурировать информацию, логическое мышление. Способность концентрироваться и выполнять кропотливую работу. Артикулов тысячу штук переписать без ошибки. Он сидеть может долго, а вот кропотливо выполнять работу не может.  Критическое мышление, то есть он не должен верить в свою безупречность и в то, что в ранее набитой декларации были правильные коды, например. Я думаю, работодателям понравится его бескорыстность. Никто не будет простив. И  лично от себя порекомендовал бы смелость, потому что очень часто приходится бывать на обысках, когда приходят оперативники, забирают телефон, забирают личные  вещи. Многие, как кролик на удава смотрят, отдают и  потом это наносит вреда. Поэтому надо иметь смелого декларанта, который чётко заявит, я пользуюсь 51-ой, всем до свидания, сумка личная, постановления суда нет, очень многих спасет от очень больших проблем. Ну, собственно, все.

Реплика: Смелость, это очень хорошо ну знания УК тоже нужно знать при этом, чтобы не было слабоумия отваги.

Александр Мякота: Следующая группа.

Группа № 5: Адекватность, пунктуальность, занудство, брат в таможне старший обязательно, настойчивость, наглость, решительность, уверенность, убеждательность, креативность, буйность, увлеченность, любознательность, восприимчивость, харизматичность, точность, жизнерадостность, чувство юмора, циничность, большая грудь, резистентность к алкоголю и наркотикам и  вообще соблазнам жизни, авантюрность, бдительность, гениальность, вдумчивость, упрямство, требовательность, самообладание, длинные руки.

Владимир Наумов: Коллеги хотят дополнить или возразить. Похоже, судя по цвету стикера возразить.

Реплика: Да, большая грудь, это дискриминация все-таки.

Владимир Наумов: Не больше 4-го размера.

Реплика: Мы думали, когда оглашали список, что он говорит о каком-то гусаре. Но когда дошло до большой груди... Длинные руки, это физическая характеристика? И еще здесь, где занудство было, я просто ненавижу зануд и наглых тоже не  люблю.

Владимир Наумов: Интересно, а пунктуальность вместо  занудства покатит, нет? Или педантичность.

Группа № 6: У нас осталось два критерия, это  экстравертность и выносливость.

Александр Мякота: Очень хочется посмотреть то существо, которое вы сегодня описали. С братом в таможне с большой грудью  мужчину. Пунктуальный экстраверт очень выносливый

Реплика: Мне специалисты по таможенным операциям больше как интроверты нравится, чем экстраверты. Это ни к чему, вообще.

Владимир Наумов: Интроверт хорош за исключением коммуникации с представителем таможенного органа. Там экстравертов давай. Ну что же, уважаемые коллеги, вот еще один из штурмов. Опять-таки, помните, у нас было правило не обижаться и прочее. Эти совпадения, понятно, случайны. Повезло тому, кто вышел первым в этом смысле.

Итак, вот мы пофантазировали, немножечко, понятно, игриво. На то он и есть жанр мозгового штурма, что можно и всякие выходящие за общепринятые рамки вещи произносить. Это хорошо, это весело, это юмор, это стимулирует. Но когда мы сядем и начнем уже трезво экспертировать на здоровые голову с соответствующей грудью, что со всем этим многообразием делать? Вот, если так вот прикинуть и посчитать, но вот здесь у нас их 20, здесь еще плюс дюжина, здесь еще полдюжины, чуть больше. В результате мы  с вами набрали 340 качество. Абсолютно с вами согласен, что люди будут такими, как они есть. А нам же компетенции подавай. А ему говорят - будь таким, собака, иначе уволю. Нет у тебя чего-то такого-то размера, уволю тебя с таможенной должности. Нет у тебя усидчивости  или какого-то там супер пупер эмоционального интеллекта, и все, не годишься ты. От нас требуют каких-то мягких навыков, каких-то компетенций и так далее.

Вот мы поиграли немножечко.  Больше серьезно, потому что на самом деле серьезные характеристики здесь перечислены. Кое-где отвлеклись, развлеклись и пошутили, и все это нормально. Можно ли на основании этого сделать прототип компетенций специалиста по таможенному оформлению? Как вы считаете? Так вот, сколько штук качеств самых личностных характеристик, социальных и каких угодно личностных качеств, какие три самые важные из этого списка? Мы можем выделить? Три абсолютно необходимые для того чтобы, успешно работал специалист, допустим, по таможенному оформлению, раз мы уже на нём зациклились. Что это за качества?

Другие статьи на эту тему: