Нам принципиально важно показать, каких механизмов сегодня недостаточно для эффективного бизнес-диалога - Станислав Наумов, генеральный директор Евразийского центра интеграционных исследований и коммуникаций

19.12.2018

Из выступления на XIII Ежегодной международной конференции «Евразийская экономическая интеграция»

Ведущий: Я понимаю, что цифровизация в самое последнее время позволит таможням работать на взаимном доверии. Грузы будут идти, не прерываясь на железнодорожных переходах, где есть граница, двигаться дальше по транспортным коридорам. В данной ситуации я хотел бы дальнейших участников попытаться сконцентрироваться на вопросах о том, что мы конкретно можем сделать для того, чтобы гуманитарные связи между народами наших стран, которые населяют Большую Евразию, Евразийский континент, укреплялись и культурно и гуманитарно. Это соответственно будет вызывать и укрепление экономических связей, притом, что я ещё раз обращу внимание на слова Андрея Юрьевича о том, что мы реально находимся в условиях турбулентности. На самом деле торгово-экономические войны, которые идут, подводят ситуацию на грани между ситуацией спокойной и совсем неспокойной. Следующий выступающий, человек, который представляет объединение деловых кругов пяти государств. Станислав Александрович Наумов является генеральным директором Евразийского центра интеграционных исследований и коммуникаций, который фактически обеспечивает работу делового совета. Пять общественных бизнес-объединений пяти государств создали деловой совет. Виктор Борисович Христенко его возглавляет. Руководители РСПП и других аналогичных объединений из других пяти стран возглавляют всё это движение. Ну и вот генеральный директор, который обеспечивает всю эту большую и важную работу.

Станислав Наумов: Я хочу сказать, что у Делового совета за пять лет его существования выработалось понимание двух фокусов работы. Первое, это те проблемы, о которых Тигран Суренович Саркисян сегодня говорил, проблемы недоинтеграции. Это постоянная непрерывная рефлексия относительно тех разрывов, белых пятен, которые существуют в рамках реализации союзного договора. Второй, более важный фокус, это формирование представлений консолидированного представления о будущем  евразийской интеграции. Это во многом миссия, о которой говорил Сергей Караганов, это возможность выйти за рамки того согласованного в союзном договоре подхода, и моя презентация посвящена пониманию того, что сегодня ждёт сообщество деловых кругов, в первую очередь уважаемых представителей Евразийской экономической комиссии.   

Нам принципиально важно показать, каких механизмов сегодня недостаточно для эффективного бизнес-диалога, что нужно внести, как изменение, в работу тех же самых консультативных комитетов.

Итак, общий барьер, который мы выявили в ходе своей работы, это зауженные рамки интеграции. Они заужены до размеров только понятия экономика в ситуации, когда действительно и турбулентности и всё остальное, это во многом проблемы политические и геополитические. Никакого эффективного результата в работе интеграционной наднациональной инстанции не будет, если мы не будем обсуждать вместе, в том числе с деловыми кругами, политические, геополитические контексты.

И, конечно же, особенным упущением является отсутствие понимания роли и значения в экономической интеграции человеческого капитала, что есть свобода перемещения рабочей силы, это хорошо, но это только входное условие в дальнейшую работу. Что более важно, что более существенно, это конкуренция между несколькими евразийскими интеграционными проектами.

Проект западно-европейский Европейский союз, у него есть своё ядро. Это энергетика. Мы видим, как сегодня Евросоюз с особенным отношением рассматривает любые энергетические инициативы. Мы понимаем, что экономическое ядро западно-европейской интеграции это энергетика.

Мы видим, что делает наш китайский партнёр. Это экономический пояс Шёлкового пути. Мы понимаем, что вариант восточной интеграционной концепции, это транспорт. И здесь появляется на пересечении двух этих фокусов пока ещё неопределённое место. У Евразийского экономического союза нет концентрации ни на энергетической компетенции, ни на транспортной компетенции. И это очень важный момент. Его нужно развивать.

Поэтому мы думаем, что наряду с проблемами прошлого, собственного говоря, с проблемами, которые возникли ещё в 2010 году в стадии формирования таможенного союза нужно признать, как стратегическую задачу, необходимость формирования ядра из инфраструктур. Наиболее очевидным с точки зрения пространственного развития транспорт и обеспечивающая транспортное развитие энергетика. Сегодня про Airbus много говорили. Airbus это не только самолёты, это ещё и открытое небо, это ещё и инфраструктура хабов.

И безусловно, конечно же, это развитие мягких инфраструктур финансовых и тех.коммуникационных. Именно это сегодня и является на наш взгляд предметом для взаимодействия Делового совета и Евразийского банка развития. В прошлом и позапрошлом году мы благодаря Владимиру Юрьевичу уже начали работать в рамках соглашения о взаимодействии.

В чём существенный дефицит управленческих компетенций. Это скорость принятия решений, это скорость реагирования на возникающие вызовы. Сегодня и мандат для интеграции заужен и скорость замедлена. Нужно ускоряться, и мы видим, что необходимо регулярно осуществлять аудит ранее принятых решений. Что для этого предполагается в рамках консолидированного подхода, я думаю, что представителям не только бизнес-среды, но и любой другой гуманитарной группы будет важно понимать наши ошибки.

Почему мы не смогли выработать консолидированную позицию. Мы ошибочно считали, что консолидированная позиция, это консенсус на пятерых. Это ошибка. Необходимо не пытаться соединить между собой несуществующие позиции, необходимо вместе впятером попытаться выработать какую-то новую позицию и увидеть в ней преимущество не обязательно в рамках единодушия и единогласия, а в рамках баланса компромисса интересов. Если есть субъекты интеграции, если они хотят развивать интеграцию, нужно им это давать делать, оговаривая, что для двух других участников является существенным в этом процессе. Поэтому безусловно будете ли вы договариваться по вопросам, связанным с гуманитарным сотрудничеством, будем ли мы продолжать диалог на тему бизнес-проектов, очень важно не замыкать себя в эти рамки. И об этом говорила и Татьяна Дмитриевна Валовая недавно, что нужно более активно использовать право вето, но нужно не злоупотреблять правом вето под предлогом сохранения консенсуса.

 В том числе нужно понимать, что наднациональная позиция, это не совокупность пяти позиций. В рамках национальной позиции бизнесам мы видим сейчас конфронтацию юрисдикций. В рамках наднациональной позиции интеграционной должна быть конкуренция юрисдикций, о чём очень часто говорилось в эти годы. В рамках национальной позиции мы в лучшем случае видим, как идеал, торговые союзы. В рамках наднациональной позиции, это единые стандарты. В рамках национальной позиции мы ограничены возможностью реализовывать локальные бизнес-проекты. В рамках наднациональных подходов нужно реализовывать инфраструктурные проекты.

Другие статьи на эту тему: