Новое в федеральном законе о таможенном регулировании - Мариана Чугаева, директор Юридической компании "Магистраль"

17.10.2018

 Мариана Чугаева: Мой сегодняшний доклад посвящен краткой информации о том, что нового появилось в новом федеральном законе о таможенном регулировании для таможенных представителей.

Ну, кроме того в нём есть небольшой экскурс в принципе по основным новым моментам, не только касающихся деятельности таможенного представителя.

Начну с таможенного представителя, потому что это, я думаю, интересует многих. Многие в этом бизнесе существуют, живут, буквально, поэтому какие-то новшества, конечно, важны.

Это глава 60 федерального закона о таможенном регулировании. Начну по порядку по конструкции федерального закона.

Первое, это 342 статья - включении в реестр таможенных представителей. Что там изменилось. Во-первых, у нас упростились и сократились сроки включения в реестр. Если ранее это было не менее 30 дней, то сейчас это 15 дней для электронной подачи заявления и 20 дней для бумажного носителя. Ну, то есть какое-то упрощение все-таки имеется.

Также появилась такая очень, как мне кажется, интересная и важная норма, в  которой и мы, в том числе, выступали. Бизнес ее поддержал. Это запрет на включение в реестр таможенным представителям, которые имеют в составе аффелированных лиц, имеющих задолженность по уплате платежей.

То есть, если вы включаетесь в реестр и ваш генеральный директор или ваши учредители аффилированы с какими-то компаниями, которые имеют текущую задолженность не погашенную, пусть даже они уже там ликвидированы, исключены из реестра юридических лиц, вам включиться в реестр не получится.

Мне кажется, что такой способ борьбы с серым рынком таможенные представили, которые создаются на год, нарабатывают какие-то неисполненные обязательства, ликвидируются из реестра, это будет более эффективно, чем просто исключать из реестра лиц, которые имеют 3 копеечную задолженность. Поэтому мы предложили эту норму. Она есть в налоговом законодательстве. Это не какая-то там новелла. Мы её просто транслировали в федеральный закон. Теперь она появилась, ее надо учитывать в своей деятельности.

Что касается следующей статьи, это 346 статья. Здесь прописан новый такой момент, касающийся упрощенного порядка включения таможенных представителей в случае как раз ситуации исключения из реестра в связи с наличием задолженности. Это то, что случилось у большого количества коллег. У некоторых там совсем недавно, когда за незначительную задолженность у нас исключают из реестра. Мы с этим активно очень боролись на площадках и Минфина и Государственной думы. Как раз на волне применение этого закона в начале года мы обсуждали федеральный закон и всячески пытались как-то эту норму нивелировать, как-то её устранить, привести к каким-то разумным результатам.

Удалось не все, сразу скажу, но хотя бы что-то, потому что борьба была очень сложной, серьезной. Галина Владимировна и Марина Всеволодовна знают всё это. Но буквально очень тяжело там эмоционально и физически, потому что противостояние там серьезное. Под эгидой чистки рынка и тем, что наличие любой задолженности это повод не быть в реестре. К сожалению, ФТС и Минфин эту позицию поддерживают.

Что удалось добиться - теперь в случае, если таможенного представителя исключили за незначительную задолженность, он сможет в упрощенном порядке быть включен в реестр. Впоследствии, если он исполнил эти обязательства до того, как таможня начала принудительные взыскания, то есть наложила арест на счета, каким-то иным образом, на банковскую гарантию обратила взыскание. Если мы сами все это быстро оплатили, то мы сможем в упрощенном порядке включиться. Этот упрощенный порядок должен быть определен приказом Минфина. Мы сейчас тоже под эгидой РСПП работаем по  написанию этого приказа, уже предложили свою позицию от Гильдии Гермес, какие бы сроки мы там видели, но пока так навскидку скажу, что мы предложили пять дней рабочих для бумажного носителя и 7 дней рабочих для электронного носителя без предоставления новой банковской гарантии. Если срок банковской гарантии не менее 45 дней с момента подачи заявления.

Банковская гарантия действует, подаем, документы все есть и соответственно ускоренной порядок. Сейчас посмотрим, как дальше этот приказ пройдет. Пока без него эту норму не применить, к сожалению, пока приходится делать все, что и делали раньше, то есть включаться заново.

344 статья посвящена исключению лица из реестра. Здесь немножко повторюсь - она отсылочная, она относит к 403 статье таможенного кодекса, и там  появились две новые истории. Это неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по уплате платежей, причем независимо от суммы. Если мы помним, что раньше у нас в федеральном законе 311 была сумма 500000 рублей, выше которой мы уже имели проблемы с исключением из реестра,  теперь эта сумма может быть там копеечная, но, тем не менее, формально основания имеются. И, кроме того, это неисполнение обязанности по сдаче отчетности. Тоже такой момент, с которым, я думаю, тоже ряд таможенных представителей столкнулись. То есть нарушения сроков сдачи отчетности ведет сейчас к исключению из реестра. Эта позиция, как нам кажется, не совсем справедливая, по крайне мере наш правовой комитет, анализируя структуру этой нормы, пришел к выводу, что все-таки, если отчетность сдана, пусть с нарушением срока, и приказ об исключении из реестра выносится после того, как она уже сдана, этот приказ не правомочен в силу того, что конструкция статьи наказывает только лишь за неисполнения.

Формулировки ненадлежащего исполнения сдачи отчетности там нет. Но, к сожалению, трактовка ФТС иная. Мы со своей стороны подготовили направили на ГУФТД письмо с разъяснением позиции, со ссылками на нормы, на системный анализ имеющейся нормативной базы. Но, к сожалению, пока эта позиция не меняется. Поэтому с отчетностью надо быть внимательными. Также хочу отметить, что если какого-то таможенного представителя исключат из реестра на основании нарушения срока сдачи отчетности, то есть после того как он представил, мы, юридическая компания «Магистраль», готовы буквально бесплатно  сопровождать это дело в суде.

Я считаю, что это вполне реально оспорить и доказать, что это не так. К сожалению, наша Федеральная таможенная служба идет по пути такому, что пока юристы в судах не добьются правовой позиции, четкой трактовки, они только тогда как-то корректируют свои подходы. Поэтому мы готовы к этому. Просто многие боятся в силу того, что проще включиться побыстрее, не спорить. У нас было несколько клиентов, которые с этим столкнулись. Они пошли по другому пути. В целом, если такая ситуация будет у кого-то, то мы готовы помочь оспорить эти, как нам кажется, незаконные действия.

Что касается сроков да надо понимать, что теперь, если у нас не представлен договор страхования, не представлено обеспечение или несвоевременно представлена отчётность, то в течение трех рабочих дней с момента, когда эти обстоятельства возникли, нас исключают из реестра. Если у нас своя проблема с платежами, то это один рабочий день. Достаточно всё это оперативно.

Также есть такая интересная и хорошая норма, это 344 статья часть 11. Она говорит о том, что решение об исключении из реестра подлежит отмене в течение 7 рабочих дней в случае, если устранены обстоятельства, послужившие исключению. Если, например, вы страховку не представили или ту же самую отчетность сейчас, и представили её после исключения быстро достаточно, то вас в течение 7 рабочих дней должны включить обратно в реестр в упрощенном порядке. Не то, что включить в реестр – отменить приказ. Там такая конструкция – отмена приказа об исключении из реестра. То есть это уже как бы, конечно, какая-то поблажка. Ну, и что касается банковской гарантии, то тут сроки у них очень быстрые, в течение одного рабочего дня они только готовы отменять данное решение об исключении. Т.е. здесь надо как то все это сделать в процессе пока тот приказ находится на согласовании, быстро сделать эту банковскую гарантию, устранить нарушения и потом, как она только выйдет, на следующий день они вас включат обратно и отменят свой приказ об исключении.

Мы пытались вот именно в эту статью внедрить конструкцию по платежам. То есть также, если мы исполнили платежи или сумма задолженности была не более 500 тысяч, чтобы нас соответственно также отменой приказа обратно включали в реестр. Это категорически не получилось, поэтому пока вот имеем, что имеем.

Дальше, какие новшества. 346 статья. Теперь, как вы знаете, мы вправе ограничить сферу своей деятельности не только категориями товаров либо территорией оформления, но и совершением таможенных операций, например, в отношении экспортных товаров, помещенных под процедуру экспорта, вывозимых без таможенных платежей.

Введена некая такая конструкция экспортного таможенного представителя, которым, как вы знаете, определен достаточно небольшой размер обеспечения уплаты платежей - 5 миллионов, и вот такие представители смогут заниматься исключительно какими-то узким сегментом рынка. Опять же этот в силу концепции поддержки экспорта, дорожных карт и так далее. Это вот такое новшество в нашем бизнесе. В принципе кто-то может им воспользоваться.

Дальше 3 часть 346 статьи, это касается договора на оказание услуг таможенного представителя. Как вы знаете, раньше он заключался исключительно за декларантом, если оказывались услуги по совершению таможенных операций, теперь законодатель предусмотрел, что он может быть заключен и с экспедитором, если в рамках договора транспортной экспедиции этому экспедитору декларант поручил соблюдение таможенных формальностей, то есть заключение договора. Поэтому в целом норма наверное положительна.

Выскажусь от имени таможенных представителей. Она все-таки вызывает некое волнение в части перераспределения обязанностей. Мы знаем, если у нас договор прямой, мы напрямую всегда идем взыскивать с того же декларанта неуплаченные платежи. Если это будет цепочка договоров, здесь просто надо как-то более качественно подойти к причинно-следственной связи, к ответственности какой-то прозрачной всех сторон этой цепочки. Ну, и конечно, безусловно, все эти копии как минимум иметь. Договор этот ТЭО, последующий наш договор для того, чтобы потом каким-то образом иметь возможность перевыставить все возникшие проблемы, сложности в постконтроле.

Кроме того также 346 статья по уплате таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования. То, что там была большая дискуссии на площадке Государственной думы, приезжали представители Дальневосточного региона и очень ратовали на то, чтобы оставили им право оплачивать платежи для физических лиц по товарам за личное пользование, в том числе за транспортные средства. Там была большая дискуссия, много было противников, в итоге таможенный представитель может оплачивать платежи за товары для личного пользования, кроме транспортных средств. К сожалению, видимо, та  ситуация, которая была на Дальнем востоке, вышла вот в такое ограничение для всех таможенных представителей, как бы это ни было, может быть, неприятно кому-то.

Кроме того статья 346 седьмая часть, это та статья, с которой мы очень давно бились, начиная с таможенного кодекса союза. Она связана как раз с ограничением солидарной обязанности таможенного представителя пресловутой, когда таможенные представители сталкивались с реальной подделкой документов, с каким-то даже уголовно наказуемыми деяниями в процессе оформления ввоза товара, не имея возможности проверить их качество, какие-то такие патовые сложные ситуации. Вынуждены были все равно оплачивать эти платежи, невзирая на то, что это не их вина. Мы пытались как-то эту конструкцию изменить. Изменить ее получилось в таможенном кодексе, куда была введена отсылочная норма, что законодательством стран может быть установлен случай, когда солидарная ответственность чем-то ограничена. Это при помощи  РСПП и Галина Владимировна, в том числе, Алексей Мордашов, в своё время удалось немножко переломить эту позицию в жесткой схватке и эту норму внедрить. И теперь мы ее реализовали как раз в нашем федеральном законе.

Она, конечно, опять же не такая, как нам хотелось изначально. Поэтому я понимаю критику, что ее, может быть, сложно применять не идеально, но сожалению, как человек, который там бывает часто, идеальной конструкции там добиться невозможно. Марина Всеволодовна, я думаю, поддержит. Она сталкивается с очень серьезным сопротивлением, поэтому приходится находить некий компромисс. Вот этим компромиссом стало то, что таможенный представитель теперь может не исполнять возникшую солидарную обязанность, если он докажет, что он не знал или не должен был знать о незаконности ввоза.

Там также говорится, что понимается под этим незаконным ввозом, это представление не действительных документов, поддельных документов и документов, не имеющих юридической силы. Если это опять же он не знал или не должен был знать, должно быть установлено решением суда либо таможенного органа. Сейчас нам совместно с юридическим сообществом в сфере ВЭД придётся нарабатывать эту практику.

Я вчера уже с Михаилом говорила кратко на этот счет, дабы её направить в нужное русло. Сейчас буквально она будет такая свежая и новая.

Как мы видим - либо это через установление какого-то факта, имеющего юридическое значение, то есть параллельно с обжалованием какого-то, например, дела, мы подаем еще один иск в суд, и просим суд установить, что все-таки мы не знали или не должны были знать, либо в рамках обычных исков об, например, оспаривании кода классификационного, либо корректировки таможенной стоимости, мы параллельно заявляем довод, чтобы он был установлен судом. Потому что иначе без установления судом, уйти от этой солидарной обязанности не получится. Некоторые таможенные представители, Марина Всеволодовна знает их очень хорошо, сталкивались с такими незаконными действиями, привлекались, вынуждены были платить 40 миллионные, многомиллионные платежи, когда было уголовно наказуемое деяние декларанта, и потом все равно ничего не изменить. В прошлой конструкции в таможенном кодексе союза была 81 статья, через которую можно было попытаться уйти от этой солидарной ответственность, ну теперь это будет делать проще, потому что теперь это есть в нашем федеральном законе. Поэтому, давайте, нарабатывать совместно, потому что для такого какого-то откровенного бесправия, беззакония эта норма нам поможет.

Такое новшество, если юридическое лицо планирует включиться в реестр таможенных представителей, оно должно быть обязательно зарегистрировано в личном кабинете. Отдельно хочется отметить работу в личном кабинете. ГУФТД прямо настоятельно рекомендуют все-таки всем таможенным представителям там быть, контролировать факт наличия задолженности через этот личный кабинет. Впоследствии туда будут присылаться даже будет присылаться уведомление об уплате таможенных платежей, то есть работа в нем должна быть такая системная, постоянная, как я юристам нашей компании говорю: "Свое утро начинайте с захода в личный кабинет для того, чтобы понимать, какие новые там требования упали, уведомления, и что с ними делать.

Такой порядок поможет не попасть в какие-то неприятные ситуации, как попадают бизнесмены, у которых это не совсем отлажено по какой-то причине, либо там какие-то нарушения с почтой России, и так далее, и так далее.

Кроме того 348 статья, это тоже пресловутая статья, связанная с новой обязанностью таможенного представителя публиковать свои тарифы на своих официальных сайтах. Все, я думаю, с ней плюс-минус ознакомлены. Пытались мы против нее выступать, заявляли об исключении этой норм. Но, как нам сказали, она была пролоббирована экспортерами, была включена в дорожную карту по поддержке экспорта, и нашла таким образом отражение в федеральном законе в виде этой нормы. Мы пытались сказать, давайте, для экспортных таможенных представителей коли им предоставлена преференции в пяти миллионом обеспечении и сделайте такую обязанность. Заставьте их дополнительно публиковать эти тарифы. Сказали: "Нет, там не написано, что именно для экспортных представителей, написано для всех".  Поэтому сейчас придется каким-то образом это делать, опубликовывать эти тарифы и впоследствии представлять отчетность об опубликовании этих тарифов. Через что у нас будут контролировать? Если мы в январе представим отчетность, в которой у нас не будет какой-то информации об опубликовании тарифов, нас в теории применения сегодняшнего ГУФТД могут исключить из реестра, потому что они исключают не только за непредставление ну или ненадлежащее, по сути, представление отчетности.

Мы уже такой пример приводили, если мы там какой-то пунктик в отчетности не заполним, тоже нас надо исключить из реестра. Тогда давайте какую-то отсечку ставить, что вы проверили эту отчетность. Этого же не делается. Мы просто посылаем, что там происходит, не происходит, а потом они через какое-то время проверят - а вы там что-то не указали. Это тоже неисполнение обязанности. Поэтому с этим аккуратно. Тарифы надо каким-то образом все-таки публиковать. Пусть какими-то формулировками пока  "от", когда невозможно, я понимаю прекрасно определить какую-то фиксированную стоимость на различные услуги, но это надо делать, потому что закон к этому обязывает.

Кроме того новая такая позитивная норма. Теперь таможенный представитель сможет воспользоваться своим реестровым обеспечением, это статья 55 федерального закона. При условном выпуске в рамках таможенного контроля, когда таможенный контроль продолжается, товары выпускались ранее у нас под денежный залог, теперь  мы можем дать свое реестровое обеспечение нашему клиенту, и выпустить товар под наше реестровое обеспечение. Там есть, конечно, определенные условия, но в частности на 2018 год предусмотрено, что размер одновременно действующих обязательств наших непогашенных под такого рода обеспечение не должен превышать 20 процентов от суммы всего обеспечения. Если у нас сейчас, например, 500 тысяч, 100 тысяч мы должны иметь максимум непогашенных вот таких вот перед нашими декларантами, чтобы иметь возможность выдать новое. Поэтому это такая новая возможность. В принципе её тоже можно как-то и с коммерческой точки зрения использовать. Клиенту проще, чем отвлечь денежные средства, все-таки воспользоваться нашим реестровым  обеспечением, заплатив нам за это, возможно, какую-то незначительную комиссию, потому что это тоже определенные формальности.

Таким образом, мы будем помогать ему и каким-то образом и сами зарабатывать. Такая интересная норма.

Кроме того, что для таможенных представителей важно, это статья 73, в которой установлен гарантированный срок получения уведомлений. Уведомление об уплате платежей. Я думаю, всех их знают. Теперь считается, что мы сто процентов получили от этого. Отсчитываются любые сроки для дальнейшего принудительного взыскания и т.д., исключение из реестра в течение 6 рабочих дней. Изначально норма содержала 6 календарных дней и предполагала, что мы, не взирая на сроки и доставки Почты России, получаем все в течение 6 календарных дней. Мы приводили в пример постановление правительства, которое утверждает сроки движения почтовой корреспонденции. Так вот там шестью днями практически как бы и не пахнет. Там средние сроки это 11 дней по России. Я приносила конверт в Минфин, в ГУФТД, где у нас Владимирской таможни документы таможенного представителя шли 4 месяца, просто гуляли они там между почтовыми отделениями. Я говорю: "Ну почему вы перекладываете на нас почтовые риски, давайте, все-таки этого не будем делать". На что нам ГУФТД говорило: "Ребят, у вас будет личный кабинет, у вас будут уведомления в личном кабинете, поэтому вообще не волнуйтесь, все будет".  Мы говорим: "Давайте, когда будет, тогда и вернемся к этому вопросу". Пока единственное, чего удалось добиться, в том числе, при поддержке Роснефти активной,это 6 рабочих дней. Мы условно эти 6 календарных поменяли на шесть рабочих и теперь эти сроки у нас, по крайней мере, зафиксированы, чтобы дальше более-менее спокойно спать. Конечно, как рекомендация, это контролировать почту. Сейчас нельзя таможенному представителю, по крайней мере, пока личный кабинет не работает в полном объеме, как мы знаем, есть там проблемы, не ходить на почту. Там надо ходить буквально, мы ходим три раза  на каждого таможенного представителя в почтовое отделение в неделю для того, чтобы все это качественно контролировать, и не быть потом неприятно удивленными приказом исключения из реестра.

Еще новшество, это уже статьи, кстати, не из 60 главы, а из другой. Статья 226, это порядок оформления результатов проверки документов и сведений после выпуска. Здесь нам тоже удалось внедрить норму, при которой эти результаты таможенного контроля, проверки документов и сведений они будут направляться таможенному представителю также в обязательном порядке. Раньше, как мы помним, мы получали с вами только уведомление об уплате платежей, не зная, что там происходило до того, т.е решения, акты, они не отправлялись нам. Сейчас это обязанность таможенных органов, поэтому она определена в конкретной статье. Можем теперь более-менее ориентироваться на то, что мы как минимум чуть пораньше узнаем о том, что у нас есть какая-то не исполненная обязанность, потому что к сожалению, раньше было именно так.

Кроме того также акты. Акт по камеральной выездной проверки, выписки из этого акта также направляются нам теперь по факту издания данного акта в течение достаточно короткого срока. Это 237 статья. Тоже есть такая приятная статья для таможенного представителя, это 292. В ней говорится о том, что теперь таможенный представитель, если он обжаловал незаконные действия, бездействие, решения таможенного органа в таможенный орган, может попытаться приостановить это незаконное решение, действие уведомление в таможенном органе, используя своё реестровое обеспечение. Раньше, как вы знаете, наверное, мы обжаловали это как правило в суде. Почему? Да потому что только суд имел возможность приостановить действие требования, решения, и запретить таможне на время этого спора списывать деньги с наших счетов. Теперь это может делать таможня. Ее наделили этим правом. Поэтому также этим надо будет пользоваться. Там также определенная процедура, подача заявления, срок действия банковской гарантии соответственно должен быть адекватным.

Надо ее применять, потому что, конечно, ведомственные обжалование, но это идеальный какой-то механизм, который хотелось бы видеть для того, чтобы скажем как-то нормально цивилизованно решать вопросы, а не выходить со всеми спорами в суды, которые, как вы знаете, перегружены, не всегда там компетентные судьи, особенно в регионах, удаленных от центра. Поэтому призываю всех пользоваться этой возможностью, приостанавливать свои незаконные решения через таможню. По таможенным представителям все.

Если есть интерес, кратко могу просто пробежаться по иным каким-то таким моментам, если у меня осталось время, которые не касаются таможенных представителей, а касаются в принципе всех плюс-минус. Тут буквально 10 пунктов. Интересно? Это я из заключения по проекту федерального закона. Заключение комитета по бюджету и налогам, который делал нам федеральный закон. В нём отражены основные такие важные моменты, которые я буквально в 10-11 пунктов выделила.

Приятно было увидеть, что в основу этого заключение легла наша аналитическая работа, которую мы проводили по проекту федерального закона еще в 2017 году. Публиковали свое мнение по проекту, и вот, в том числе, эти материалы были взяты для заключения комитета. Что тут важного и нового.

Первое, наша таможенная экспертиза пресловутая. Как вы знаете, в таможенном кодексе определен 20-дневный срок на проведение таможенной экспертизы, что было такой тоже новеллой, потому что, как мы понимаем, раньше таможенные экспертизы проводились очень долго. Сталкивались с этим  на практике. Федеральный закон о таможенном регулировании еще прописывает дополнительно к таможенному кодексу максимальный срок, возможный для проведения таможенной экспертизы. Это четыре месяца. Ну хотя бы мы теперь знаем пределы этой всей истории. Четыре месяца, это максимум с учетом всех продлений, обоснованных, подтвержденных определенными должностными лицами. Кроме того, определён предельный срок камеральной таможенной проверки. Раньше он также не был определен. Он начинается и может длиться годами. Теперь это 90 дней, это максимальный срок предельный по камеральной проверке. Это статья 228.

Кроме того, теперь появилась возможность у проверяемых лиц давать возражение на выводы таможенного органа по результатам проверки. До принятия решения, например, пока есть только акт, мы можем дать возражение на выводы. Это статья 235. И потом эти выводы должны быть обязательно учтены при вынесении итогового решения.

Статья 25. Это тоже, наверное, о чём многие наслышаны, это возможность в будущем получать предварительные решения по методам определения таможенной стоимости. Как будет применяться на практике пока непонятно, какой нормативный акт будет регулировать, тоже непонятно, но, тем не менее, это уже приятная возможность, потому что определенность в методе определения таможенной стоимости важна не только в классификации, но и в методе.

 

Что касается классификации, это статья 18 - предварительное решение о классификации. Здесь в принципе тоже немножко все изменилось в лучшую сторону. Раньше у нас сроки выдачи предварительного решения были 90 дней классификации. Теперь это 60 дней. Бизнес просил 30, это даже меньше. На среднем сошлись между тем, что есть сейчас, и что мы просили. 60 дней в итоге это сроки выдачи предварительного решения о классификации региональными таможенными управлениями. И срок действия этих решений теперь пять лет. Раньше было три года, как знаете, наверное. Кроме того, федеральный закон в статье 36 прямо запретил возврат авансовых платежей правопреемнику. Раньше существовала тоже такая разнообразная практика. На Дальнем Востоке, например, поддерживали суды возможность возврата таможенных платежей правопреемнику на основании договора уступки прав требования. Другие регионы не поддерживали, потому что не было определенности именно в нормативной базе. Теперь она есть.  Правопреемством не получится, по крайней мере, с договорным, не с универсальным, а с договорным, вернуть платежи другому лицу.

Кроме того, у нас сокращены сроки возврата авансовых платежей. Раньше это было 30 дней по заявлению, теперь это будет 10 рабочих дней. Это статья 36. Также существенно, конечно, изменены порядок процедуры возврата излишне уплаченных и залога. Теперь, если вы хотите условно использовать эти деньги, произвести зачет, вам вообще не нужно подавать никаких заявлений. Формально списание этих денежных средств, например, с таможенной расписки или процедура возврата излишне уплаченных, будет замыкаться на конкретные события. Например, КДТ сделана, после этой КДТ в течение трех дней таможенные органы в автоматическом режиме на ваш лицевой счет зачисляют денежные средства, которые у вас числились как излишне уплаченными, либо денежным залогом, и дальше вы только будете возвращать уже с авансов. Вот такое зацикливание именно на авансовые платежи. Пока эти нормы не вступили в силу, к сожалению, непонятно пока, когда вступят. Говорят в девятнадцатом году. Они просто привязаны к другим актам. Ждем. Это тоже новшество, которое в принципе облегчит жизнь нам. Кроме того, исполнение этих уведомлений по уплате платежей теперь 15 рабочих дней. В прошлом это было 20 календарных, такое незначительно изменение.

Также приятный момент по поводу пеней, статья 72. Теперь у нас пени не подлежат начислению в случае, если товар был выпущен под залог. Это давняя несправедливость, которая существовала. Ребят, я же вроде в залог денег дал, почему же вы мне собственно еще пени начисляете, когда впоследствии принимаете какое-то решение. Эта несправедливость устранена, и теперь если был денежный залог, то пени вам на это время не начислят впоследствии. И кроме того, если таможенный орган сам отменяет ранее принятое свое решение о классификации и описание товара заявлено правильно, по сути, нет состава второй части 16.2, то также в этом случае не будут начисляться пени. Как эта знаменитая история, когда 2 года 11 месяцев прошло и новое решение о классификации выносится – сроки таможенного контроля, она теперь хотя бы не будет иметь такие неприятные последствия как начисление пеней на весь этот срок. Но опять же это, если нет состава 16.2 Вот на такие, наверное, основные моменты все по федеральному закону.

Александр Мякота: Мариана, я правильно услышал, что вы готовы сейчас брокеров поддержать на этапе лишение лицензии. Я слово "бесплатно" услышал.

Мариана: В части именно отчетности нам это интересно. С отчетностью я бы поборолась, потому что, как мне кажется, это происходит не справедливо даже с учетом изменившегося законодательства.

Александр Мякота: По отчетности, как вы думаете, ну я примерно понимаю откуда взялась эта история с публикацией ставок, то есть это дурная идея экспортного центра нашего российского. Они-то думают, что они хорошо сделали, что экспортеры смогут просчитывать свои расходы, но мне понятно, что вы можете написать на сайте, что угодно. Меня пугает только одна мысль, а если таможня додумается сравнивать договор с публикациями на сайте и делать какие-то выводы.

Мариана: Я с вами согласна. Мы сейчас написали запрос в Федеральную таможенную службу от Гильдию с конкретными, прямо по пунктам, вопросами, в том числе, содержащими до какой степени, кто будет контролировать, ФАС, может быть, будет делать контрольные закупки и реально сопоставлять указанные нами сведения. Мы все это написали, сейчас ждем ответа в течение этого месяца, чуть меньше даже, он придет. Я, если что, опубликую в группе, покажу, что там нам они ответили по конкретным вопросам. До чего они дальше дойдут, непонятно. Мне кажется, ни до чего, потому что у них нет ресурсов, я думаю, ещё контролировать цены наши. Не понимаю, каким образом это можно сделать. А главное, зачем. Как нам Антипов рассказывал, у нас было на Бронке совещание с депутатом Государственной думы, и Антипов в ответ на наше замечание, зачем эти тарифы, это один из руководителей экспортного центра, сказал, что когда-то какого-то экспортера таможенный представитель очень обидел, сказав ему, что стоимость регистрация в таможенном органе будет стоить 500 евро. Понимаете, ну как мы считаем, такой экспортер и дальше не сможет работать, если он 500 евро платит за регистрацию. Поэтому теперь всех таможенных представителей заставлять делать глупые вещи, когда наши цены зачастую согласовываются индивидуально, в зависимости от объемов поставок, как мы это должны систематизировать. У нас пока нет такой  возможности, как Алексей показывал -  20 евро. Но пока не такой рынок. Это пока не уместно и невозможно физически. Мы разные обоснование писали, но, к сожалению, вот что имеем. По отчётности с 4 сентября.

Марина Лякишева: Это как раз вопрос, который я хотела задать Мариане, если позволите. Мариана, закон вступил силу в 4 сентября и формально обязанность опубликования своих ставок тарифных на сайте появилось 4 сентября. Отчетность у нас появится в конце года. Мы уведомим таможенный орган о том, что мы эту информацию вывесили. Возможен ли вариант гипотетически, что таможенные органы, исчерпав все возможные способы исключения не быстрых таможенных представителей по причине неуплаты вовремя таможенных платежей и так далее, и тому подобное, вдруг решатся пройти по сайтам таможенных представителей, во-первых, выявят, что не у всех они есть, и это действительно так, не у всех таможенных представителей есть сайты. И на многих сайтах отсутствует, например, информация о тарифах. С вашей точки зрения, будут ли правовые основания за это исключить до января месяца таможенного представителя из реестра. 

Мариана: До января, мне кажется, нет, потому что с учетом 403 статьи, какие основания указаны по исключению из реестра. Как я считаю, по тарифам они могут исключительно привязаться к отчетности, как я считаю, потому что за непредставление отчетности они нас исключить из реестра могут. Они нас исключают опять же страховка, обеспечение, платежи, отчетность – четыре основные момента. Поэтому, если мы в отчетности не укажем информацию об опубликованных тарифах с учетом нынешней трактовки ГУФТД, когда они за нарушения срока, а не в принципе за неисполнение сроков сдачи отчетности, исключают, возможно. Поэтому я очень жду, как они ответят по сроку сдачи отчётности, потому что по сроку сдачи отчетности, потому что это все корреспондируется между собой. Их понимание не надлежащего исполнения и неисполнения на знаки равно оно меня смущает очень. Поэтому я говорю, что вот это именно дело я готова каким-то таможенным представителям сопроводить бесплатно, потому что вопрос важный. Он дальше может коснуться копательства в любой отчетности в каком-то пост контроле. Через два года сядут, посмотрят: "Ой, а там он то не указал, надо исключить". Ну, это же вообще ни в какие ворота.  Формальные требования мы будем формально исполнять. Ну, а что делать. Это глупо это, бессмысленно.

Марина Лякишева: Но на самом деле и включение само это норма, когда мы собственно неоднократно обсуждали, обращали внимание на то, что не приведет, наверное, к тому результату, который хотели достичь. Все всё прекрасно понимают, но исключительно формальный подход, формальные требования, поэтому я со своей стороны призываю вас к его все-таки исполнению формальному до 1 января, чтобы не давать лишних поводов таможенной службе предъявлять какие-то претензии по незаконопослушности участников ВЭД.

Александр Мякота: У меня такой вот вопрос ещё к Мариане. В норме указано, что вот это указание котировки ставки, это твердая оферта.

Мариана: Нет.

Александр Мякота: То есть, можно просто ссылочку писать и все.

Мариана: Это исходит из публичности договора таможенного представителя. Они, видимо, таким образом хотят тоже эту норму обосновать. У нас договор публичный, мы не можем по идее отказать клиенту в его оказании, если у нас есть такая возможность. Как я считаю, что сейчас пока никаких формулировок о твердой оферте нет. Да, мы пишем везде "от", а что делать.

Марина Лякишева: А можно вопрос к участникам. Норма, по которой и таможенный представитель сейчас получил возможность использовать свое обеспечение при выпуске грузов представляемых лиц. Кто к этому из таможенных представителей готов, теоретически, внутренне? Кто к этому готов? Спасибо.

Игорь Бурлов: Я прежде всего от лица представителя Гильдии хотел сказать спасибо за ту законотворческую работу, которую проводите Вы, Марина, Галина и все те люди, которые не спят ночами, штудируя бесконечно сложное наше законодательство. Объективно у нас на самом деле не всегда, как у представителей, хватает время во всем этом разбираться, потому что все таки есть понятие "наземные работы". У меня из сказанного вопрос. А у нас механизма инкассо вообще не рассматривался в моменте. Ну, допустим, безусловное инкассо на просрочке до полумиллиона рублей, до 200 тыс.

Мариана: Говорила. Марина Всеволодовна активно тоже пыталась говорить.

Игорь Бурлов: Почему инкассо не включили?

Мариана: Мы пытались включить эту норму именно таким образом. Мы готовы были. Таможенные представители как раз на формулировку, что мы согласны и подтверждаем заранее любую возможность такого безакцептого списания. Мы даже готовы были дополнительно деньги им принести кроме банковской гарантии. Мы говорили об этом. Марина даже с инициативой выступала. Соответственно эти деньги куда-то там направим. Вы с них всегда спишите наши три копейки, за который вы нас сейчас исключаете. Позиция какая у Минфина, у Золкина была. Нарушение срока уплаты уведомления это вообще страшный грех, за который карать надо исключительно исключением. Потому что как они нам говорят, вы уже до уведомления знаете о том, что у вас есть задолженность. Вам должна была прийти КДТ или что-то еще. Вы ее не исполняете добровольно, вы дожидаетесь принудительного исполнения  в виде вот этого уведомления, как они считают, уже некий второй этап такой принудительный. И вы еще и эти сроки нарушаете, вот за это вы будете жестоко наказаны. Мы объясняем: подождите, почему раньше было 500 тыс., почему такое ухудшение? В ответ все тоже самое. Пользуйтесь личным кабинетом. Больше проблем не будет, все будете видеть там. Рассматривали, рассматривали.

Игорь Бурлов: Это притом, что дальше нам дают упрощенный порядок, сами себе противоречат. С одной стороны мы вас накажем, потому что вы совершили страшное, но быстро включим.

Мариана: Это был уже просто компромисс, потому что они не могли вообще не учесть ту работу, которую мы проводили и вообще абсурдность этой нормы. Они пошли вот таким образом на встречу. Мы предлагали приостановку деятельности таможенного представителя. Я написала целую статью на этот счет, как это, например, в Белоруссии, в Казахстане. Там таможенного представителя не исключают, их приостанавливают, если есть какая-то проблема. Они её всю оперативно устраняют и дальше уже работают спокойно. А кто не устраняет, тот и уходит из реестра.

Марина Лякишева: Если Мариана позволит, я выскажу свою точку зрения, почему это произошло. С моей точки зрения это совершенно вписывается в ситуацию, которую мы наблюдаем в отношении таможенных представителей, как профессиональных участников рынка. То, о чем говорили Галина Владимировна, то о чём говорили вы, есть, и мы это ощущаем, абсолютно четкое недоверие, которое высказывается этому институту, и таможенная служба принимает все возможные меры для того, чтобы иметь механизмы для наказания виновных и вымывания из этого рынка всех растерявшихся. Мне кажется, что и не только в отношении таможенных представителей. Вот таможенных представителей в этой ситуации пострадавших, в том числе, вот от таких мер или находящихся под дубиной таможенного воздействия, я бы собственно объединила с пострадавшими всеми добросовестными участниками. У нас есть еще одна норма. Мы о ней сегодня не говорили, но она существует, и раньше, собственно, была. Возврат пеней при просрочке процентов за использование денежных средств при возврате несвоевременном излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей. Что у нас получилось в новом законе. Мы для недобросовестных участников, с которых взыскали принудительно, оставили возврат пеней за просрочку возврата, а для добросовестных, которые сами уплатили, убрали такую возможность. О чем это говорит. Это говорит о том, что, мне кажется, как бы это ни печально звучало, но таким образом государство демонстрирует нам отсутствие поддержки легального сектора экономики в сфере ВЭД.

Александр Мякота: Я дам оптимистическому человеку микрофон.

Галина Баландина: За излишне уплаченные, излишне взысканные платежи действительно очень много дискуссий было как внутри экспертного сообщества, так и в спорах между экспертным сообществом и властями. Смотрите, есть то, что написано в законе, и есть положения которые, а) зафиксированы в пленум верховного суда и б) что еще более важно, в постановлении конституционного суда. Правда, применительно к налогам, но, как известно, конституционный суд, вынося решение и толкуя тем самым конституцию, в общем-то, задает тон для толкования норм с этих позиций. Что получилось. Таможенный кодекс ЕАЭС требования об уплате таможенных платежей назвал уведомлением о необходимости уплаты. И Минфин радостно говорит: "Ребята, исполняя уведомления о необходимости уплаты вы действуйте добровольно. Какое тут принудительное взыскание?" Ну, такое от лукавого. А вторая часть этого балета, она в том, что еще на этапе декларирования таможенный орган вправе отказать в принятии декларации, если по его требованию эта декларация не корректируется. Корректировка может касаться и кода товары и страны происхождения. У таможенной стоимости немножко другие механизмы работают, но тем не менее. И вот это вообще классическое принуждение доплатить платежи, потому что вряд ли требования корректировки декларации связано с уменьшением заявленного размера. И вот это положение оно вообще в законе умалчивается, о том, как его трактовать. То есть там такая некая загадочная запись, что принудительно взысканным считается то, что взыскано в соответствии с такой-то главой, уведомление о необходимости уплаты платежей в этой главе есть, поэтому тут в общем-то не так все безнадежно, а вот это вот ситуация из неё выпадает. Посмотрим опять-таки на судебную практику. Не знаю, коллеги, может быть, это нечестно с моей стороны кивать на Мариану, но мне кажется, что эти вот три очень важных вопроса – возврат излишне уплаченных излишне взысканных платежей с процентами, освобождение от солидарные обязанности по уплате таможенных платежей и, то, что озвучил Мариана, исключение из реестра по причине несвоевременного представления отчетности, поскольку практика судебная сейчас будет только формироваться в этом направлении, может быть и и действительно имеет смысл, если не перекладывать все на Мариану, я понимаю, что это бессовестную, по крайней мере, каким-то образом координировать действия друг друга и помогать друг другу с тем, чтобы вот изначально она складывалась в правильном направлении.

 

Другие статьи на эту тему: