Предотвращение и пресечение в международной торговли контрабандной продукции - Михаил Акишин, Зам.начальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля службы федеральных таможенных доходов ЦТУ

23.01.2019

Михаил Акишин: В распоряжении правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2-2575Р утверждена стратегия развития Федеральной таможенной службы России до 2020 года, составной частью которой является предотвращение и пресечение в международной торговли контрабандной продукции.

Защита внутреннего рынка страны от контрафактной продукции, это одна из приоритетных задач государства. Действие таможенных органов по направлению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности является основным инструментом по пресечению и перемещению контрафактных товаров через таможенную границу и дополнительным барьером по защите интересов правообладателей и потребителей.

По результатам деятельности управления на сегодняшний день признано контрафактными более 5 млн. единиц продукции, маркированными товарными знаками Skoda, Nike, Fifa, Apple и другими, что превышает количество признанных контрафактных товаров за аналогичный период 2017 года в два раза. Основными объектами контроля являлись леска, пуговицы, этикетка, одежда, обувь, автомобильные запчасти, т.е. такие товары, на которые как раз наносятся различные логотипы.

В соответствии с таможенным кодексом Евразийского экономического союза таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, включённые в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведётся таможенными органами каждого государства Союза. При этом законодательством Российской Федерации установлено, что таможенные органы также принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности, не включённые в упомянутый таможенный реестр.  

Необходимо отметить, что объект интеллектуальной собственности, включённый в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности или национальный реестр объектов интеллектуальной собственности, подлежат защите таможенными органами в течение всего срока нахождения в этих реестрах. Объект интеллектуальной собственности, включённый в реестр Роспатента, подлежат защите таможенными органами только единожды. Это означает, что таможенный орган по собственной инициативе и только один раз приостанавливает выпуск товара, объект интеллектуальной собственности, включённого в реестр Роспатента, информируя при этом правообладателя и предлагая ему включить данный объект в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Вместе с тем любой правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что имеет место нарушение его прав на объект интеллектуальной собственности в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза и при совершении любых иных действий с товарами, находящихся под таможенным контролем, вправе подать заявление о включении объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Нужно отметить, что за включение объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности уплата не взимается.

Порядок включения объектов интеллектуальной собственности в национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности регламентирован приказом ФТС России от 13 августа 2009 года № 01488 «Об утверждении административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности».

Необходимо отметить, что в настоящее время ФТС России реализована возможность включение в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности через личный кабинет участников ВЭД.

Непосредственно после включение объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности таможенные органы принимают меры по защите прав на данные объекты.

Основным нарушением, и, пожалуй, единственным нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности с точки зрения таможенных органов, поскольку в данном случае мы относимся к товарам неважно каким, но одинаково и выявляем в ходе совершения таможенных операций, является отсутствие у компании, которая перемещает данные товары, подтверждения правомерности использования данного объекта интеллектуальной собственности.

В случае, если при совершении таможенных операций в процессе, связанном с перемещением под таможенную процедуру товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включённые в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности или национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, таможенным органом были обнаружены признаки нарушения права потребителя на объект интеллектуальной собственности, срок выпуска таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней, о чём представителю правообладателя либо самому правообладателю направляется соответствующее уведомление.

По запросу правообладателя или лица, представляющего интересы или интересы нескольких правообладателей, этот срок продлевается таможенным органом не более, чем на 10 рабочих дней. В случае, если правообладатель или лицо, представляющее его интересы обратилось в уполномоченный орган, в данном случае в Федеральную таможенную службу защиты прав правообладателя. Таким образом, срок приостановления выпуска товаров составляет не более 20 рабочих дней. По истечению срок приостановления выпуска товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется за исключением случаев, когда таможенным органом от правообладателя либо его представителя поступает информация о нарушении его прав. В случае, если от правообладателя поступает информация, что нарушаются его права, таможенный орган возбуждает дела по статьям кодекса административных правонарушений, разумеется, в зависимости от товара, его свойств, применяется та или иная статья.

Необходимо отметить, что возбуждают дела также по статье 180 УК РФ, но в том случае, если ущерб от данного действия составляет больше 250 тыс. руб.   

По состоянию на 1 декабря 2017 года таможенными органами возбуждено 59 дел по статье 1410 КоАП «Незаконное использование средств индивидуализации товаров, работ и услуг» и 2 дела по статье 7.12 «Нарушение авторских экспертных прав, изобретательских патентных прав». Таким образом, всего за текущий период 2017 года возбуждено 61 дело. За 11 месяцев 2017 года также возбуждено 58 дел.

Вместе с тем нужно отметить, что наибольшую сложность вызывает работа, направленная на выявление контрафактных товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, поскольку в почтовых документах, как правило, отсутствует полное наименование товаров, отсутствуют сведения о его количестве, артикулах и товарных знаках.

Вместе с тем, если в 2017 году в международных почтовых отправлениях было выявлено всего 1308 единиц контрафактной продукции, то уже в 2018 году за 11 месяцев выявлено 38120 единиц контрафактной продукции.

Полагаем, что повысить эффективность за использованием объектов интеллектуальной собственности при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях возможно в случае активизации работы непосредственно правообладателей по выявлению недобросовестных продавцов, использующих интернет-магазины для реализации контрафактной продукции и направлениями заявлений в таможенный орган для последующего использования такой информации, поскольку в основном данные товары через интернет-магазины перемещаются через международные почтовые отправления.

Также таможенными органами выявление контрафактной продукции осуществляется не только на этапе таможенного декларирования, но и в рамках контроля после выпуска товаров. При этом выявление данных товаров возможно только при комплексном участии всех представителей органов власти, в компетенцию которых входит защита прав на объекты интеллектуальной собственности.

На сегодняшний день в регионе деятельности управления  совместные мероприятия в рамках межведомственного взаимодействия проводятся с территориальными органами Федеральной службой безопасности, прокуратурой, Министерством внутренних дел.

В 2017 году в результате такого взаимодействия выявлены и признаны контрафактными порядка 1,5 млн. единиц продукции. Данная работа строится на основе заключённых соглашений о межведомственных комиссиях по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией, а также в рамках созданных межведомственных рабочих групп, действующих на региональном уровне.

Однако, отдельно необходимо отметить, что правообладатели или представители правообладателей после приостановления выпуска товаров таможенными органами и получения уведомления от таможенного органа о таком приостановлении, как правило, разрешают дальнейшее перемещение этих товаров. Тем не менее, в результате проведённой управлением работы в рейтинге таможенных органов Российской Федерации по количеству выявленных товаров, признанных контрафактными, управление занимает первую лидирующую позицию.

Вопрос: Меня очень интересует момент с интернет-магазинами. С чем мы в последнее время сталкиваемся, причём сталкиваемся на регулярной основе. Нарушитель закупает мелкую партию у официальных дистрибьютеров, а дальше реализует в гораздо большем объёме ту продукцию, которую ввозит, мы даже не знаем, как. Как она попадает на территорию Российской Федерации. Если мы предоставим материалы закупки и напишем о том, что данный интернет-магазин продаёт контрафактную продукцию, то, изъяв эту продукцию, вы увидите, что на данной продукции маркировка исключительно лицензиата, предоставлены разрешительные документы, которые оформлены исключительно лицензиатом, но установить это количество мы не можем.  Это, наверное, можете только вы, либо правоохранительные органы. Как нам надавить на эти интернет-магазины, мы не понимаем. Вы направите запрос, они вам предоставят товарную накладную, которую они приобрели у официального дистрибьютера на определённое количество этой продукции.

Михаил Акишин: Я понимаю ваш вопрос. Вопрос заключается в том, что я получаю некую партию товара абсолютно законно. Ввожу её на территорию Российской Федерации, а потом у этого продавца откуда-то товар превышающий квоту. Здесь варианта два. Либо данный товар ввозится каким-то образом, назовём это так, контрабандно, возможно, что через иные государства Таможенного союза, либо возможно производство данного товара, если оно не высокотехнологично, на территории Российской Федерации.

Вопрос: Они ввозят оригинальную продукцию, но без разрешения правообладателя. Правообладатель здесь есть исключительно лицензиат.

Михаил Акишин: Наверное, вы правы, что данный вопрос подлежит, скорее всего, изучению и не одними нами.   Скорее всего, это комплексные мероприятия с правоохранительными органами. В общем-то в своём регионе у нас такая работа отлажена. Если к нам поступают какие-то подобные заявления, то мы кооперируемся всеми таможенными органами, и любой таможенный орган, входящий в компетенцию управления, отслеживает данный товар. Только здесь в данной ситуации меня интересует вопрос информации о количестве, каком, где взять информацию о количестве, которое правообладатель позволил завести на территорию Российской Федерации. Это тоже немаловажно.

Вопрос: Есть официальный дистрибьютер, исключительно лицензиат, который официально ввозит продукцию в Россию. Естественно, есть цифры. Мы понимаем, сколько какой продукции он ввёз. Более того, клиент, наученный печальным опытом, ввёл дополнительную маркировку такой продукции, поскольку она активно ввозится без согласия правообладателя. Сейчас эта продукция маркируется, как только она пересекает границу и попадает на склад дистребьютера, она маркируется голограммой, купить и подделать которую практически невозможно. И это как раз ключевое отличие, которое мы ввели с июня 2018 года.

Михаил Акишин: Голограмма только на российскую территорию? Потому что я сейчас думаю про серый импорт ещё.

Вопрос: Вот что у нас получается. Получается, что исключительно лицензиат до июня 2018 года ввозил продукцию и не маркировал этими голограммами. Т.е. есть в обороте часть продукции, которая голограмм не содержит. И наши нарушители, они приобретали до введения этих голограмм. Мы сделали закупки с проведением видеофиксации. У нас есть все документы, доказывающие, что мы приобрели у этого магазина продукцию. Выезжали в точку выдачи двое наших сотрудников. Один закупал, другой снимал. И нам продали продукцию без голограммы. Сейчас мы выясняем дату производства. Продукция достаточно прослеживается хорошо. И что мы видим. Мы видим, что по информации, поступившей от наших клиентов, видно, что часть продукции покупается у нашего клиента. Она с голограммой. А часть продукции без голограммы. Когда мы попросили предоставить разрешительную документацию, речь идёт о детской продукции, зубные щётки для детей, нам предоставили разрешительные документы от нашего клиента. Вопрос, откуда у них эта продукция без голограммы, когда они её приобрели?

Михаил Акишин: И был ли факт ввоза на территорию Российской Федерации. По большому счёту здесь анализ базы нужно проводить, сколько таких товаров ввозилось. То, что вы сейчас сказали, это предмет проверки данной точки. Учитывая, что это детская продукция, требуется свидетельство о гос. регистрации, подтверждение соответствия. Это серьёзный вопрос. Здесь нужно подключать и Роспотребнадзор. Всё это решаемо. Мы от вас ждём такую информацию. Тем более, что выезжали в конкретную точку, и точно знаете место, мы подключимся к этому.

 

Другие статьи на эту тему: