Цифровая трансформация ВЭД. Стандарты логистических бизнес-процессов - Кирилл Тюленев, Заместитель Председателя технического комитета по стандартизации комитета «Водный транспорт»

29.12.2018

Ведущий Александр Мякота: Темы у нас сегодня две. Первое, мы хотим поговорить о стандартизации бизнес-процессов в логистике. О тенденциях, которые нас ждут в следующем году.

Итак, хочу представить Кирилла Геннадьевича. Он Заместитель Председателя федерального технического комитета по стандартизации «Водный транспорт», также занимается мультимодальными перевозками и логистическим консалтингом. У него достаточно большой опыт. Вам слово.

Кирилл Тюленев: Благодарю за возможность участия в вебинаре. Мой опыт включает более 10 лет в международной логистике. С 2009 по 2015 г. руководил российским представительством Объединённых арабских контейнерных линий (United Arab Shipping Company) - международной транспортной компании, оперировавшей 52 трансконтинентальными контейнеровозами и наземной терминальной инфраструктурой. Возглавлял филиал логистической компании и регулировал транспортные процессы в государственных структурах.

В настоящее время занимаю общественную должность заместителя Председателя технического комитета по стандартизации «Водный транспорт».

Также к моим направлениям деятельности относится организация международных мультимодальных перевозок, проекты транспортной цифровизации (включая разработку отраслевых стандартов курируемым Техническим комитетом), логистический консалтинг.

Сегодня мы бы хотели более подробно рассмотреть значение стандартизации для развития внешнеэкономической деятельности.

В новом этапе эволюции логистики долгосрочная устойчивость и конкурентоспособность транспортных операторов требуют внедрения решений, в совокупности представляющих собой качественно обновленный логистический продукт.

Проектирование инновационных продуктов целесообразно в соответствии с долгосрочными тенденциями развития отрасли. К данным тенденциям следует отнести глобализацию международной логистики, возрастание роли мультимодальности и цифровую трансформацию бизнес-процессов.

Моделирование цепей поставок, с учетом приведенных факторов, будет производится в открытом информационном пространстве транспортного комплекса.

Переходу к единому информационному пространству содействует интеграция бизнес-процессов, расширенный ввод электронных товаро-сопроводительных документов и внедрение цифровых платформ мультимодальных перевозок.

Основные области цифровой трансформации в этом случае - управление логистической инфраструктурой, экологичность и функциональная безопасность, развитие транзитного потенциала транспортных коридоров.

Цифровые платформы с открытой структурой для интеграции операторов разных видов транспорта, единым интерфейсом, регламентированным функционалом, механизмами защиты и подтверждения подлинности данных объединят в себе информационные системы вышеупомянутых областей трансформации для обеспечения качества логистического продукта.

Объединение в одном информационном пространстве участников рынка грузовых перевозок способствует эффективному взаимодействию различных модальностей в цифровых транспортно-логистических узлах.

Цифровизация логистических продуктов на каждом из этапов приведет к сокращению доли транспортных расходов в себестоимости товаров.

Общая интеграция платформенных решений в итоге позволит создать экосистему цифровых платформ единого информационного пространства транспортного комплекса и промышленности.

Представленный этап преобразования транспортно-логистической системы вероятно реализуется в течение следующих двух лет.

В соответствии с отраслевыми тенденциями,  применение цифровых логистических продуктов становится объективным критерием конкурентоспособности участников рынка мультимодальных перевозок.

Для того, чтобы своевременно освоить логистический продукт требуется упорядочение бизнес-процессов транспортной деятельности путем формирования национальных стандартов (ГОСТ).

Принятие единых стандартов в целях освоения инновационных логистических продуктов открывает источники организационных улучшений и комплексного роста эффективности товаросопроводительной сети.

Резюмируя вышесказанное, достижение конкурентных позиций транспортными компаниями будет зависеть от оперативности ввода цифровых логистических продуктов, действующих на основе интегрированных отраслевых стандартов.

Роль Технического комитета по стандартизации в этом процессе является одной из главных, объединяя в себе консолидацию и внедрение лучших логистических решений.

Александр Мякота: А вы можете сказать, какие стандарты планируется разработать в следующем году?

Кирилл Тюленев: Программа национальной стандартизации в настоящее время в статусе утверждения. К наиболее существенным проектам курируемого Технического комитета относится следующее.

В рамках программы 2019 года создается национальный логистический стандарт (ГОСТ Р), определяющий единую унифицированную структуру транспортных операций мультимодальной перевозки (важнейшим элементом выступает водный транспорт). 

Новый базовый стандарт востребован для сетевого взаимодействия цифровых логистических платформ.

Александр Мякота: Мы можем, чтобы слушателям было понятнее, привести пример? Какие там будут параметры? Как это можно использовать в реальной работе?

Кирилл Тюленев: Национальный стандарт, обеспечивающий структурирование мультимодальных операций, создается на базе документа – аналитической работы «Управление  контейнерными  перевозками во внешнеэкономической деятельности» (Примечание  - Тюленев К.Г.: Издательство ИПТ РАН, 2017. – 112 с.)

Проект стандарта «Транспортные операции мультимодальных контейнерных перевозок» состоит из следующих частей данной работы:

     -  унифицированная структура транспортных операций линейной перевозки груженого контейнера в кругорейсе;

     -  дополнительные транспортно-технологические схемы с репозиционированием оборудования.

 Александр Мякота: Коллеги, вам будет интересно ознакомиться  с исследованием. В нем более детально раскрыты проектируемые логистические бизнес-процессы.

Кирилл Тюленев: Полное издание присутствует в открытых источниках. Готов также переслать файл аналитической работы. Для получения файла, пожалуйста, направьте email-запрос на эл. почту Kirill.Tulenev@gmail.com

 Александр Мякота: Создаваемые стандарты обязательны к применению? Или возможно самостоятельно решать, использовать  стандарты или не использовать?

Кирилл Тюленев: Согласно действующему законодательству применение национальных стандартов является добровольным. Вместе с тем есть ряд исключений - правил обязательного выполнения положений стандартов, установленных Законом о стандартизации.

(Примечание - Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" от 29.06.2015 N 162-ФЗ).

Например, в случае, если ссылка на государственный стандарт внесена в нормативный правовой акт  -  соблюдение положений стандарта обязательно для субъектов права, на которых распространяется этот нормативный правовой акт.

 Александр Мякота: Кирилл, мы с Вами были на заседании комитета ТПП, где перевозчики много говорили о стандартах обмена данными. Будут ли разрабатываться такие стандарты?

Кирилл Тюленев: В продолжение темы, введение цифровых платформ мультимодальных перевозок становится возможным при стандартизации обмена данными на национальном и межгосударственном уровнях.

В этой части необходимы консолидированные действия по созданию единых подходов к верификации, безопасной передаче и хранению авторизованных данных, обработке параметров мультимодальных перевозок в доверенной информационной среде.

Рассмотренный выше национальный стандарт «Транспортные операции мультимодальных контейнерных перевозок» структурирует параметры базовых схем транспортировки, выстраивая систему унифицированных данных для цифровой трансформации.

На глобальном уровне синергия технологий цифрового обмена данными ведет к дальнейшему образованию логистических агрегаторов, объединяющих автоматизированное моделирование мультимодальной перевозки, контрактование исполнителей транспортных операций, общее управление грузопотоком.

Функционал логистических агрегаторов будет востребован в связи с рациональностью выполнения прямой смешанной перевозки одним контрагентом в экосистеме цифровых платформ транспортного комплекса.

Представленная концепция цифровой логистики интегрирует участников ВЭД в совместной разработке и внедрении стандартов бизнес-процессов для последующего эффективного взаимодействия и реализации цифровых логистических продуктов.

 Александр Мякота: Вам можно помочь в решении этого вопроса со стороны профессионалов, которые там работают?

Кирилл Тюленев: По итогам общественных обсуждений Технический комитет принимает предварительные редакции стандартов (согласно Программе национальной стандартизации).

Буду признателен за обмен мнениями, готов к выработке совместных позиций относительно создания новых логистических стандартов. (Контактные данные / эл. почта в тексте выше).

Александр Мякота: Я хотел бы кое-что добавить про стандарты. То, о чём говорил Кирилл. Конкурентоспособность бизнеса зависит от того, насколько вы используете современные технологии, управляете себестоимостью и качеством.  И, конечно, если государство разрабатывает стандарты, бизнесу желательно участвовать, сделать стандарт наиболее удобным и качественным. Организация, использующая стандарт, как лучшую логистическую практику, будет иметь преимущество по сравнению со всеми участниками рынка.

И вторая идея, которую мы обсуждали с Кириллом. Профессиональные стандарты в области логистики – другое направление, необходимое нам для того, чтобы сделать работу транспортного комплекса более эффективной.

Кирилл Тюленев: Мы можем значительно сократить временные и финансовые затраты ВЭД при использовании профессиональных логистических стандартов.

Актуальные подходы к кадровому обеспечению также определены цифровой трансформацией рынка труда.

В ближайшей перспективе целесообразно интегрировать приоритеты для обобщения опыта и разработки профессиональных логистических стандартов.

В целом внедрение единых стандартов всех уровней способствует конкурентоспособности и эффективности логистических бизнес-процессов.

Со своей стороны буду рад нашей совместной работе в рассмотренных направлениях и благодарю за внимание.