Верещагин меняет пулемёт на интернет: об основных тенденциях в таможенной сфере

29.01.2019

Российская экономика заглянула в зеркало таможни

Важнейшая миссия международной торговли - не просто обмениваться товарами, но устанавливать взаимовыгодные связи между государствами, что по большому счету при всей априори существующей конкуренции служит сотрудничеству, взаимопониманию, доверию между странами и континентами. А система таможен в больших или малых державах - ключевой инструмент, регулирующий выгоды при ввозе-вывозе продукции с учетом национальных интересов.

Для консультаций, чтобы торгующие стороны разговаривали на одном языке, 26 января 1953 года 17 стран мира основали Совет таможенного сотрудничества, который в 1994-м был преобразован во Всемирную таможенную организацию со штаб-квартирой в Брюсселе. Сейчас под флагом этой межправительственной структуры общие правила игры вырабатывают свыше 180 государств, которые контролируют почти всю международную торговлю. Наша страна согласно ротации недавно сложила полномочия председателя Всемирной таможенной организации и сейчас представлена в ранге вице-президента совета. Этот высокий пост занимает первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) России Руслан Давыдов, который по случаю Международного дня таможенника встретился с журналистами.

А у нас на экспорт газ

Окончательные итоги 2018 года ФТС подведет на коллегии. Но уже известно, что ведомство перечислило в федеральный бюджет свыше шести триллионов рублей, существенно больше, чем в 2017-м. Таким образом, позитивные новации, о которых руководитель ФТС Владимир Булавин доложил президенту Владимиру Путину в преддверии Российского дня таможенника, который страна отмечает 25 октября, дают результаты. А раз платежи прибывают, значит, растут объемы внешней торговли. Это лучшее подтверждение, что США и их сателлитам не удается задушить Россию всевозможными санкциями.

Экспортно-импортный процесс в целом сегодня сбалансирован, нет характерного для 90-х перекоса в сторону поставок из-за рубежа, но львиную долю нашего товарного потока за границу составляют энергоносители. Вопрос, конечно, не к таможенникам, а к научно-производственному комплексу - совершить прорыв, о котором говорил президент, и наладить выпуск высокотехнологичной продукции, которую будут охотно покупать даже с учетом сложившихся рынков и международной конкуренции. Что, кстати, будет пополнять казну значительно более весомыми таможенными сборами, нежели экспорт сырья.

Контейнер или посылка?

Вместе с партнерами по Всемирной таможенный организации ФТС России работает по четырем ключевым направлениям: фискальному (обеспечению поступлений в бюджет), упрощению процедур при перемещении товаров через границу, здоровью граждан и защите природы (за прошлый год предотвращен вывоз свыше 200 тысяч кубометров леса на сумму около миллиарда рублей), цифровизации внешнеэкономической деятельности. " Техника, установленная на информационно-досмотровых пунктах КНР, позволяет автоматически сканировать все грузы в железнодорожном составе на скорости до 60 километров в час "

Любопытная тенденция: по мере ввода современных технологий сокращается число таможенников. Так во всем мире. И ФТС за последние годы ужалась с 75 тысяч сотрудников до 58 тысяч без снижения эффективности работы.

Россия занимает заметное место в таможенной системе планеты и даже добивается, чтобы кроме английского и французского языков, которые признаны рабочими в этой сфере деятельности, статус резервных получили русский, испанский и португальский. Серьезный резонанс вызвало наше предложение разработать универсальную систему оценки деятельности таможенных служб. Она основывается не на рейтинге - это субъективный показатель, а на времени, затрачиваемом на необходимые процедуры.

Кроме того, именно наша страна инициировала обсуждение одной из актуальных задач последних лет для таможенных организаций планеты - регулирование электронной торговли.

До недавнего времени подавляющее большинство грузов перемещалось по миру в контейнерах. Сейчас этот тип перевозок на пике популярности. В петербургском торговом порту ежегодно обрабатывается 25 миллионов TEU (эквивалент, примерно соответствующий 20-футовому контейнеру). А в порту Роттердама - порядка 15 миллионов TEU.

Однако этой универсальной технологии уже наступают на пятки обыкновенные почтовые отправления, которыми пользуется интернет-торговля. К примеру, если в 2011 году в России обработано 11 миллионов международных посылок, то в 2018-м - 350 миллионов. Рост за семь лет - в 33 раза.

Отсюда подводные камни: то, что раньше следовало в контейнерах с соответствующими уплатами таможенных пошлин, сейчас расфасовано в мелкие посылки, недотягивающие до взимания сборов, поскольку по документам границу пересекают частные товары личного пользования. А ведь это тоже внешнеторговый оборот: торговля через всемирную паутину уже массовое явление. Беспошлинные каналы поставки продукции создают дополнительную конкуренцию национальным производителям.

В этой связи предлагается сформировать по всему миру сеть уполномоченных операторов по электронной торговле, к которым будет стекаться вся информация о почтовых перемещениях товаров через границу и их стоимости. Соответствующее соглашение об обмене данными ФТС заключила с «Почтой России», и оно начинает действовать. Теперь можно будет отследить путь каждой посылки и, проанализировав первый опыт, готовить предложения о вводе дополнительных сборов с системой автоуплаты при получении товаров.

Курс на Китай

В мире постоянно снижается ценовой порог товаров, ввозимых без пошлины частными лицами. К примеру, в России с наступившего года это 500 евро, с 2020-го предполагается ограничение в 200 евро. Белоруссия же намерена опустить планку до 22 евро. Это - что касается индивидуальных перевозок.

А для крупных транспортеров особое значение приобретает информационное взаимодействие при внешней торговле. В идеале, чтобы каждая экспортная декларация в стране вывоза совпадала с аналогичной импортной в государстве-адресате. Соглашения об обмене информацией Россия заключила с 69 странами. В 20 государствах действуют представительства ФТС.

Нашим стратегическим партнером во внешнеторговой деятельности стал Китай. На встрече Владимира Путина с Си Цзиньпином поставлена задача довести взаимный товарооборот до 200 миллиардов долларов в год. Если за точку отсчета взять 2018-й, по его итогам эта цифра равнялась 107 миллиардам.

Экспортная и импортная доли во внешнеэкономическом балансе между нашими странами почти равны, но основную часть российских поставок составляют опять таки энергоносители. Китай же везет к нам оборудование, технику (не только электронику), а также одежду и обувь.

Резервы для удвоения внешней торговли связаны, прежде всего, с транзитом через Россию, ведь через нашу территорию путь из Китая в Европу самый короткий и удобный. И здесь важно использовать последние научно-технические достижения. Активно продвигается сотрудничество по взаимному контролю почтовых отправлений. Но главное - развитие электронной обработки грузов, оборудование пунктов пропуска. К примеру, техника, установленная на информационно-досмотровых пунктах Поднебесной, позволяет автоматически сканировать все грузы, следующие в железнодорожном составе на скорости 40-60 километров в час, и автоматически вводить информацию в таможенную базу данных. Подобные комплексы нужны и на наших границах. А их оснащение продвигается пока куда медленнее, чем требуется.

Мозговитая пломба

Серьезным подспорьем в контроле внешнеэкономических перевозок станут умные пломбы, которыми опечатывается груз при отправлении. В чип пломбы зашито подробное описание всех имеющихся товаров, сведений о пунктах назначения и получателях. Разумеется, все эти данные тут же передаются в единую сеть российской таможни. И тогда на границе достаточно поднести сканер к пломбе, чтобы получить исчерпывающую информацию и сравнить ее с декларациями. Не надо открывать контейнер и проверять его содержимое. Это, несомненно, увеличит скорость прохождения границы.

Более того, умные пломбы подадут сигнал о малейшем отклонении от маршрута следования груза или если контейнер попытаются вскрыть. Это, кстати, очень удобно перевозчикам, особенно автомобильным, чтобы знать, в какой точке находится груз, и в случае ЧП оперативно подключить правоохранительные органы. Причем данные с электронного устройства могут послужить и доказательством при возможных расследованиях.

Словом, умные пломбы - весьма перспективное направление и для таможни, и для участников внешнеэкономической деятельности, и для производственников. Ведь это высокотехнологичные изделия, выпуск которых нужно освоить в промышленных масштабах с учетом огромного товарооборота нашей страны. Тем более такие электронные контролеры неоценимы и при внутренних перевозках. К тому же в скором времени будут сопряжены базы таможенной и налоговой служб. Тогда конечный путь каждого изделия можно будет отслеживать вплоть до отметки кассового аппарата при покупке.

Таким образом, удастся синхронизировать два вида контроля - документальный, когда в пункте отправления в декларацию (бумажную и электронную) вносятся все данные, что следуют вместе с грузом. И фактический - с помощью умных пломб позволяющий узнать, что в каждый момент происходит с грузом. А периодически и выборочно проверять то, что везут, нужно даже у самых добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, дабы не возникал соблазн нарушить закон.

Все обозначенные тенденции и новации, словно в зеркале, отражаются в деятельности одного из ключевых подразделений ФТС - Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), в состав которого входят подразделения в десяти регионах: Карелии и Коми, Ненецком автономном округе, Ленинградской, Архангельской, Вологодской, Мурманской, Новгородской, Псковской областях и Петербурге. В сфере ответственности экономическая безопасность на 2661,5 километра государственной границы. 10 таможен, 80 таможенных постов и 47 пунктов пропуска взаимодействуют с Финляндией, Норвегией, Эстонией, Латвией, Белоруссией.

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности СЗТУ по сравнению с 2017 годом прибавил 11,6 процента и достиг 68,6 миллиарда долларов. Экспорт увеличился более чем на четверть (25,5%) до, без малого, 24,5 миллиарда, импорт (+5,1%) составил 44,1 миллиарда долларов. Грузооборот возрос на 4,5 процента, превысив 59,4 миллиона тонн. Товары через северо-запад экспортировались в 170 стран (в 2017-м - в 167), в основном в Германию, Индию, Нидерланды, Финляндию, Швейцарию. В нашем экспорте преобладают черные металлы (12,3%), удобрения (11%), медь (10,8%), древесина (10,4%), никель (10,3%). Через таможни северо-запада свои грузы в прошлом году ввозили в Россию 189 стран (в 2017-м -195). Основные страны-контрагенты - Китай, Германия, Япония, Соединенные Штаты, Республика Корея. В товарной структуре импорта основные позиции занимают оборудование (19,1%), электрические машины (12,0%), транспортные средства (6,2%), пластмассы (5,8%), фрукты (5%).

Число участников внешнеэкономической деятельности выросло более чем на тысячу - до 19 764 (в 2017-м - 18 700)

Объем взаимной торговли со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) через таможни северо-запада за 2018 год по сравнению с 2017-м увеличился на 10 процентов и превысил 4,7 миллиарда долларов. Все это свидетельствует о стабильной работе отечественной таможни.

Внешнеэкономическая деятельность - улица с многосторонним движением. И чем плотнее будет взаимодействие стран, чем четче обмен информацией, тем комфортнее пересечение границ. Российская таможня дает добро всем, кто готов работать честно.

Военно-промышленный курьер (Санкт-Петербург)

Другие статьи на эту тему: