За политическим курсом важна правильная законодательная деятельность - Эдуард Таран, Основатель и президент РАТМ Холдинга, Заместитель Генерального секретаря Ассамблеи народов Евразии

20.12.2018

Уважаемые коллеги, добрый день. Анализируя основные итоги деятельности Евразийского экономического сотрудничества, хотел бы предложить таких три блока, три кейса для анализа и по возможности обсудить, если такая инициатива будет.

Первый блок хотел бы предложить, я бы его назвал, это политико-законодательный блок, что касается экспортёров, что касается евразийского сотрудничества. Безусловно, во времена торговых войн, во времена санкций, всевозможных политических рисков для каждого экспортёра важно политическое одобрение курса, политическая поддержка, подведение итогов, конкурсы, семинары, ассамблеи, когда каждый экспортёр понимает, что той деятельностью, которой он занимается, поддержана в рамках государства.

На сегодняшний момент практически в каждой стране, которая входит сегодня в нашу Ассамблею, такой курс принят, поддержан, озвучен и первыми лицами государства, и группой министров и т.д. Это хорошее продвижение за последние пять лет. Мы отмечаем это во многих отраслях, как положительный сдвиг. Но, безусловно, за политическим курсом важна правильная законодательная деятельность.

На сегодняшний день мы видим и считаем, что требуется доработка в разных секторах с точки зрения закона, например, в области монополий. На сегодня мы знаем, что у нас неплохо работает Федеральная антимонопольная служба, со многими инициативами, судебными разбирательствами, которые мы видим сегодня в публичной сфере. Но считаем, что вопрос с квалифицированными монополиями в рамках закона крайне важен. Как пример, если брать территорию Российской Федерации, создалась монополия в частности по производству соды. Можно сказать, что все структуры, которые связаны с переработкой соды или с производством конечного продукта сегодня являются крайне чувствительными и крайне зависимыми в области ценообразования. Мы видим работу ФАС. В этой области мы знаем, что практически по каждому году есть судебное разбирательство по данному факту. Но, безусловно, закон и суд, это длительная процедура. А экономика конкретно действующего предприятия требует принятия более быстрых решений. Мы считаем, что здесь есть большое поле для законотворчества и появление новых компетенций, в том числе у судебных органов для принятия более быстрых эффективных решений. Тоже самое можно коснуться и в сфере монополий по производству тепла, электроэнергии и других.

Что касается средств господдержки, отметим, что на сегодня мы имеем положительный опыт в создании фондов, корпораций, как Банк развития, Банк МСП, которые призваны осуществлять меры поддержки промышленности. На сегодня, к сожалению, с одной стороны констатируем, что такие службы и агентства созданы, с другой мы видим в конкретной практической деятельности, что каждое получение финансирования свелось практически по своей  технологии к банковскому кредитованию, к полуломбардному подходу. Это залог, это ковенанты практически чисто рыночные и получение финансирования, особенно проектов, находящихся на стартапе крайне усложнено.

В этой части мы считаем, что с одной стороны дать вольницу нельзя. Мы знаем, что много в этом плане может быть проблем с хищениями, злоупотреблениями. Но с другой стороны применение в сфере поддержки чисто банковских технологий с их достаточно жёстким ограничением подходов, они ограничивают развитие предприятий в данной отрасли.

Второй кейс, блок хотелось бы предложить, я его условно бы назвал экономико-логистическим. Что касается конкретных производителей-экспортёров, как раз, чья продукция служит транзитом и основой евразийского сотрудничества. На сегодняшний момент надо сказать, что с одной стороны, как плюс, созданы экспортно-импортные банки, созданы агентства по поддержке предприятий, которые участвуют в экспортно-импортной работе. Это большое продвижение за последние пять лет. Но, к сожалению, на сегодняшний момент надо сказать, что работа таких агентств  на сегодняшний момент достаточно ограничивают. Можно сказать, что слабо работают страховые агентства, которые призваны страховать  риски экспортёров. Вот этот сектор требует глубокой вдумчивой аналитики, проработки в принятии соответствующих решений. Сегодня в частности из-за рисков санкций, торговых войн, политика многих государств связана с хорошей, ёмкой, важной программой, как импортозамещение. Да, это жизненно важная программа, которая призвана защитить и население, и интересы государства. И мы там всемерно в ней участвуем и поддерживаем. Но обратная сторона медали, это работа предприятий экспортноориентированных, особенно тех, которые производят высокотехнологическую продукцию. Мы понимаем, что есть поддержка и сельского хозяйства в части экспорта, в части зерна и т.д. Но предприятия, производящие высокотехнологическую продукцию по большому счёту работают один на один с мировым рынком. И в этой части, мы считаем, требуется дополнительное внимание к данной отрасли и с точки зрения закона, и с точки зрения создания эффективных мер поддержки.